Генеральный директор ООО «Транс-Миссия», Максим Федоров, осветил обстановку в сфере услуг заказа такси и рассказал о том, как сейчас работает сервис «Таксовичкоф».
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса? В целом отрасли? Каковы прогнозы по последствиям? Какие из санкций и каким образом уже коснулись бизнеса/отрасли?
— Пока на объеме заказов сервиса «Таксовичкоф» мы не ощущаем какого-либо воздействия. Нет ни падения, ни роста. Но в целом по всей отрасли сильно ударило повышение стоимости автомобилей и запчастей, а также неподъемные ставки по лизингу. Повышение цен будет переложено на плечи клиентов, что ожидаемо приведет к сокращению спроса. При снижении заказов и увеличении чека выручка перевозчиков может остаться на прежнем уровне.
Мы полагаем, что текущая геополитическая и экономическая ситуация приведет к тому, что автопарк перевозчиков будет устаревать, ввиду отсутствия новых закупок. На место европейских авто массово будут поступать российский и китайский автопром.
Не исключен и рост безработицы, который повлечет за собой наплыв желающих работать в такси. Это приведет к перераспределению акцентов с «рынка водителей» на «рынок агрегаторов и перевозчиков». То есть отпадет смысл субсидировать водителей и бороться за них. Доходы водителей снизятся, а агрегаторы будут экономить на комиссиях.
Более точный прогноз дать пока сложно, поскольку все зависит не от рынка, а от геополитической ситуации.
— В какой валюте у вас происходят расчеты с зарубежными партнерами? Скажется ли нынешняя ситуация на вашей прибыли?
— Мы не получаем выручку в валюте. В странах СНГ у нас совместные предприятия, выручка формируется в валюте страны присутствия, остается там же и реинвестируется. Выручка сервиса на 100% формируется в рублях.
— Авиасообщение между странами сильно пострадало от санкций, закрытие морских портов — как это отражается на вашем бизнесе /отрасли?
— Иностранных туристов станет намного меньше, но пандемия уже подготовила нас к этому. Вместо гостей из-за рубежа сильно вырос внутренний туристический поток. Но доходы населения будут падать, поэтому общий спрос в РФ на услуги такси в 2022 году, согласно прогнозам, будет ниже предыдущих периодов.
— Как ситуация сказывается на автопарке в целом? Количество авто под брендом снижается? (на начало 2022 г. сервис насчитывал до 19 тыс. партнерских авто).
— Количество брендированных автомобилей не снижается. В регионах напротив, даже растет. В Беларуси из-за проблем у ключевых конкурентов, к нам начали подключаться их автопарки. В Санкт-Петербурге — без изменений.
— Нефтеперерабатывающая отрасль попала под санкции. Как отразится на вашем бизнесе? Есть ли у вас планы по переводу автомобилей партнеров на ГБО или альтернативные источники?
— На сегодняшний день партнеры уже имеют достаточно большую долю авто на ГБО.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Пока мы не видели мер поддержки для транспортной отрасли. Но как IT-компания (в лице дочерей компании ООО «Транс-Миссия» — ООО «Смарткар») мы получили понижение тарифов на уплату страховых взносов (7,6%) и ставки налога на прибыль (3%, по новым правилам должна быть обнулена вплоть до 31.12.2024). Мы намерены максимально воспользоваться всеми предоставленными субсидиями. Также, вероятно, будут введены и денежные субсидии. Ждем программ от правительства.
— Какие меры принимаете/планируете принять с целью удержания стабильности работы компании?
— Мы активно работаем над оптимизацией всех издержек, прорабатываем новые каналы продаж, стараемся максимально использовать государственные субсидии.
— Есть ли у вас возможность использовать ситуацию в свою пользу?
— Мы рассчитываем, что конкуренты перестанут субсидировать поездки, повысят цены, что приведет к перетоку водителей и клиентов в сервис «Таксовичкоф». Это, в свою очередь, поможет снизить нам затраты на поиск водителей и маркетинг, увеличить выручку.
— Одной из основных задач сервиса на 2022 года была заявлена экспансия в регионы России и другие страны — как скорректировались планы в связи с сегодняшней ситуацией?
— Планы не поменялись, наоборот, усиливаем работу по развитию франшизы. В феврале запустили сервис в Тобольске, доведя количество городов присутствия до 48. На стадии открытия находятся еще 12 населенных пунктов, из них семь — в России, по одному в Киргизии, Узбекистане и Беларуси, а также в странах Нигерии (Западная Африка) и Анголе (Южная Африка).
В данный момент мы развиваем совместное предприятие с одним из крупных игроков на рынке такси. После подписания документов география сервиса «Таксовичкоф» расширится еще на 9 городов, где уже работает наш новый партнер.
— Пока на объеме заказов сервиса «Таксовичкоф» мы не ощущаем какого-либо воздействия. Нет ни падения, ни роста. Но в целом по всей отрасли сильно ударило повышение стоимости автомобилей и запчастей, а также неподъемные ставки по лизингу. Повышение цен будет переложено на плечи клиентов, что ожидаемо приведет к сокращению спроса. При снижении заказов и увеличении чека выручка перевозчиков может остаться на прежнем уровне.
Мы полагаем, что текущая геополитическая и экономическая ситуация приведет к тому, что автопарк перевозчиков будет устаревать, ввиду отсутствия новых закупок. На место европейских авто массово будут поступать российский и китайский автопром.
Не исключен и рост безработицы, который повлечет за собой наплыв желающих работать в такси. Это приведет к перераспределению акцентов с «рынка водителей» на «рынок агрегаторов и перевозчиков». То есть отпадет смысл субсидировать водителей и бороться за них. Доходы водителей снизятся, а агрегаторы будут экономить на комиссиях.
Более точный прогноз дать пока сложно, поскольку все зависит не от рынка, а от геополитической ситуации.
— В какой валюте у вас происходят расчеты с зарубежными партнерами? Скажется ли нынешняя ситуация на вашей прибыли?
— Мы не получаем выручку в валюте. В странах СНГ у нас совместные предприятия, выручка формируется в валюте страны присутствия, остается там же и реинвестируется. Выручка сервиса на 100% формируется в рублях.
— Авиасообщение между странами сильно пострадало от санкций, закрытие морских портов — как это отражается на вашем бизнесе /отрасли?
— Иностранных туристов станет намного меньше, но пандемия уже подготовила нас к этому. Вместо гостей из-за рубежа сильно вырос внутренний туристический поток. Но доходы населения будут падать, поэтому общий спрос в РФ на услуги такси в 2022 году, согласно прогнозам, будет ниже предыдущих периодов.
— Как ситуация сказывается на автопарке в целом? Количество авто под брендом снижается? (на начало 2022 г. сервис насчитывал до 19 тыс. партнерских авто).
— Количество брендированных автомобилей не снижается. В регионах напротив, даже растет. В Беларуси из-за проблем у ключевых конкурентов, к нам начали подключаться их автопарки. В Санкт-Петербурге — без изменений.
— Нефтеперерабатывающая отрасль попала под санкции. Как отразится на вашем бизнесе? Есть ли у вас планы по переводу автомобилей партнеров на ГБО или альтернативные источники?
— На сегодняшний день партнеры уже имеют достаточно большую долю авто на ГБО.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Пока мы не видели мер поддержки для транспортной отрасли. Но как IT-компания (в лице дочерей компании ООО «Транс-Миссия» — ООО «Смарткар») мы получили понижение тарифов на уплату страховых взносов (7,6%) и ставки налога на прибыль (3%, по новым правилам должна быть обнулена вплоть до 31.12.2024). Мы намерены максимально воспользоваться всеми предоставленными субсидиями. Также, вероятно, будут введены и денежные субсидии. Ждем программ от правительства.
— Какие меры принимаете/планируете принять с целью удержания стабильности работы компании?
— Мы активно работаем над оптимизацией всех издержек, прорабатываем новые каналы продаж, стараемся максимально использовать государственные субсидии.
— Есть ли у вас возможность использовать ситуацию в свою пользу?
— Мы рассчитываем, что конкуренты перестанут субсидировать поездки, повысят цены, что приведет к перетоку водителей и клиентов в сервис «Таксовичкоф». Это, в свою очередь, поможет снизить нам затраты на поиск водителей и маркетинг, увеличить выручку.
— Одной из основных задач сервиса на 2022 года была заявлена экспансия в регионы России и другие страны — как скорректировались планы в связи с сегодняшней ситуацией?
— Планы не поменялись, наоборот, усиливаем работу по развитию франшизы. В феврале запустили сервис в Тобольске, доведя количество городов присутствия до 48. На стадии открытия находятся еще 12 населенных пунктов, из них семь — в России, по одному в Киргизии, Узбекистане и Беларуси, а также в странах Нигерии (Западная Африка) и Анголе (Южная Африка).
В данный момент мы развиваем совместное предприятие с одним из крупных игроков на рынке такси. После подписания документов география сервиса «Таксовичкоф» расширится еще на 9 городов, где уже работает наш новый партнер.
22 марта 2022 г.