—Теплоснабжение, безусловно, является одним из градообразующих видов деятельности и играет важную роль в экономике города. В связи с крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов в отрасли, государственная политика в данный момент направлена на создание благоприятных условий для привлечения частных игроков и инвесторов.
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области наблюдается активное развитие строительной отрасли. Это дает нам прекрасную возможность для увеличения своей доли на рынке теплоснабжения за счет строительства новых котельных и тепловых сетей и последующего подключения к ним новых жилых районов.
Люди всегда будут пользоваться водой, теплом и электричеством, и объем потребления слабо зависит от уровня благосостояния населения. Даже колебание спроса на недвижимость не оказывает на это сильного влияния, т.к. объекты вводятся в эксплуатацию по заранее определенному графику и, соответственно, заранее понятно, какой объем теплопотребления будет необходим.
Аналогично и по расходам — в нашем случае они прогнозируемы.
Основным источником финансирования в развитие систем теплоснабжения «ТЕПЛОЭНЕРГО» является тариф на тепловую энергию. Благодаря введению долгосрочных принципов тарифного регулирования (тарифы фиксируются на пять лет вперед) у нас создаются условия для принятия инвестиционных решений.
— Вы строите объекты теплоснабжения по заказу застройщика. Кто является собственником этих объектов? Как поэтапно выглядит ваша работа с застройщиком?
—Девелопер разрабатывает план строительства и обращается в теплоснабжающую организацию за подключением строящихся объектов к системе теплоснабжения. Ключевой проблемой для застройщика на данном этапе является проблема выбора теплоснабжающей организации, поскольку без обеспечения своевременной поставки тепла невозможно будет ввести в эксплуатацию жилые дома.
«ТЕПЛОЭНЕРГО» за шесть лет своей деятельности заработало безупречную репутацию у застройщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все объекты теплоснабжения сдаются точно в срок и максимально скоординированы с графиками строительства объектов недвижимости. И это является определяющим фактором при выборе нашей компании в качестве партнера для реализации проектов.
Мы заключаем с застройщиком договор на подключение и начинаем заниматься проектированием и строительством котельных и тепловых сетей. После завершения строительства объектов системы теплоснабжения мы обеспечиваем их дальнейшую эксплуатацию.
— Как вы пришли в эту специфическую для частного бизнеса сферу?
— Костяк команды, и я в том числе, более 10 лет работал в качестве наемного топ-менеджмента в дочерних структурах ПАО «Газпром» в секторе теплоэнергетики. Поэтому на момент основания ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО», в 2014 году, нами уже был накоплен огромный опыт и компетенции в данной отрасли.
— Вы говорили про взаимоотношения с застройщиками. А как тогда выглядит экономика по теплоснабжению потребителей? Есть ли инструменты повышения маржинальности, если тарифы жестко регулируются государством?
— Теплоснабжение — регулируемая федеральным законодательством экономическая деятельность, и тарифы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ отдельно для каждой компании. В основе тарифа лежат экономически обоснованные расходы теплоснабжающей организации. Другой вопрос, что структура этих расходов у разных поставщиков теплоэнергии существенно различается.
У нас в стране 75 тысяч котельных. Среднестатистическая теплоснабжающая организация в связи с очень высоким уровнем изношенности источников тепловой энергии и тепловых сетей, фактически вынуждена заниматься латанием дыр существующей физически и морально устаревшей инфраструктуры. Доля расходов таких предприятий на проведение капитального ремонта и реконструкцию очень велика, а вкупе с проблемами просрочки платежей за услуги зачастую приводит к убыточным результатам.
Для нашей компании все по-другому. Благодаря применению современных энергоэффективных технологических решений и низкому уровню износа основных фондов (не превышающему на текущий момент 15%) обеспечивается экономия, учитываемая при тарифном регулировании. Правилами ценообразования в сфере тепла предусмотрен обязательный учет предпринимательской прибыли в размере 5% от всех расходов.
По сути, отрасль позволяет «выжить» частному бизнесу только за счет внедрения автоматизированных и высокотехнологичных решений.
— Иными словами, доход идет за счет оптимизации затрат? Как это выглядит на практике?
— Во-первых, идет экономия расходов на оплату труда за счет высокой автоматизации. Также в котельных установлено современное оборудование, которое на сегодняшний день качественно и количественно экономит объем потребления топлива и энергоресурсов на производство тепловой энергии.
Во-вторых, у нас современная теплосетевая инфраструктура, и нет необходимости в расходах на проведение дорогостоящего капитального ремонта и реконструкцию оборудования. Ведь ветхое состояние способствует не только риску возникновения аварийных ситуаций, но и негативно сказывается на эффективности работы. В среднем, порядка 10-12 % от поданной в сеть тепловой энергии теряется в процессе передачи из-за износа, и это высокий показатель. У нас же этот показатель составляет всего 5-7%.
— Но такая высокая автоматизация требует больших расходов на само оборудование. В основном оно импортное?
—Расходы на оборудование занимают существенное место в смете на строительство объектов систем теплоснабжения. Но ввиду того, что сегодня мы имеем возможность пользоваться российским, сопоставимым по качеству с зарубежными аналогами, эти расходы не носят критичный характер с точки зрения окупаемости инвестиционных проектов. Из всего оборудования только горелки — единственное, что у нас есть на сегодняшний день зарубежного производства. Все остальное — отечественного. Поэтому, кстати, валютные риски не оказывают на нас критического воздействия.
— Насколько остро стоит вопрос с задолженностью по коммунальным платежам? Растет ли она или остается примерно на том же уровне?
— Задолженность за оказание услуг в сфере теплоснабжения была, есть и наверняка будет всегда. Раньше не только за тепло, но и за газ были проблемы со сбором денежных средств. Но сейчас наблюдается положительная динамика. Благодаря клиентоориентированности компании удается находить пути решения проблем с задержками по оплате. Естественно, есть и злостные неплательщики. С ними разрешаем ситуацию через суд.
В целом объем просроченной дебиторской задолженности у нас составляет всего 4% от общего уровня.
— Насколько велика конкуренция на рынке?
— Надо учитывать, что все-таки в отрасли довольно высокий порог входа. Поэтому на рынке в каждом регионе есть только несколько крупных игроков. Конкуренция идет в первую очередь за подключение и теплоснабжение новых районов.
Если же брать уже существующую застройку, то весь город в соответствии со схемой теплоснабжения Санкт-Петербурга поделен на зоны действия тех или иных компаний. Поэтому там, где стоят наши котельные, мы являемся единственной теплоснабжающей организацией, что означает заключение договоров на поставку теплоэнергии со всеми потребителями на данной территории. Это еще один плюс в копилку возможностей по долгосрочному планированию.
— Продолжая тему влияния внешних факторов, законопроект по изменению правил долевого строительства как-то повлиял на ваш рынок или нет?
— Любой жилой дом нужно отапливать, нужна горячая вода. Какие бы правила не устанавливали, это те ресурсы, которые необходимы для качественной жизни людей.
Поэтому правила могут меняться, но суть остается — наша услуга остается востребованной.
— Выходит, нет никаких внешних факторов и ограничений, которые бы мешали росту рынка теплоснабжения?
— Я не вижу на сегодняшний день ограничений. Единственное, с чем мы столкнулись, — это необходимость привлечения инвестиций. На наш взгляд, на сегодняшний день это основная проблема. И второй существенный момент — обеспечение доступности тарифов на тепловую энергию для потребителей. Как следствие, необходим невысокий процент кредитования и оптимизация объемов капитальных вложений.
— Ваша модель не требует большого объема финансирования, в чем же тогда сложность?
— У нас довольно большие планы по увеличению присутствия на рынке. Во-первых, мы за свой счет планируем строить теплоснабжающие объекты в наиболее перспективных локациях, чтобы впоследствии подключать новые жилые комплексы, которые появятся в этом месте. Дополнительное финансирование позволяет нам строить объекты «с запасом», когда мы видим, что в перспективе на этой территории потребуется объект повышенной мощности, способный обеспечивать не одного застройщика и один ЖК, а несколько. Поэтому для нас привлечение инвестиций — это не инструмент выживания, а инструмент конкурентной борьбы, когда за счет дополнительных вложений мы можем занять большую долю на рынке. Плюс планируется пополнение оборотных средств для поддержания ликвидности при выполнении инвестиционной программы на ближайшие годы.
У нас запланировано много проектов, которые потребуют существенных капитальных и операционных затрат. Только в этом году у нас идет строительство на 30 площадках.
— Если это бизнес долгосрочный, понятный, неподверженный каким-то сильным колебаниям и рискам, в чем тогда возникает сложность с кредитованием?
— Конечно, немного парадоксально, но при всей стабильности отрасли определенный барьер — это привлечение инвестиций. Сфера довольно капиталоемкая, и возникают сложности в реализации масштабных проектов. К примеру, банки обычно отказываются брать в залог основные средства компаний в сфере теплоснабжения из-за их специфической ликвидности. Приходится искать альтернативные источники, например, через размещение облигаций. Этот инструмент выгоден тем, что позволяет возвращать основной долг уже после реализации проекта, в отличие от необходимости внесения ежемесячных банковских платежей, включая частичную выплату основного долга.
На самом деле, к привлечению дополнительного финансирования приходят все больше наших коллег по рынку и частные инвестиции в сферу ЖКХ перестали быть мифом.
— Как выглядит развитие компании в последние годы в цифрах?
—За последние 3–4 года у нас примерно в два раза выросли ключевые показатели: количество котельных, суммарная тепловая мощность, протяженность сетей и т.д. Если же сравнивать с первыми годами работы компании, то объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям вырос в 11 раз. Сейчас показатель составляет более 650 тысяч Гкал.
— Это какое у вас сейчас количество котельных для понимания масштаба?
— Сейчас мы эксплуатируем 42 котельные: 38 в Санкт-Петербурге и 4 в Ленинградской области. Мы входим в пятерку крупнейших компаний на рынке теплоэнергетики региона. После реализации нашей инвестиционной программы планируем усилить позиции — к 2024 году полезный отпуск тепловой энергии превысит 1,5 млн. Гкал. Повторюсь, что эти планы абсолютно достижимы, т.к. базируются на договорах с застройщиками на подключение к системе теплоснабжения.
— Как складываются взаимоотношения с органами власти? Ведь для данной сферы это критически важный момент?
— В сентябре 2020 года Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «ТЕПЛОЭНЕРГО» было включено в перечень ведущих теплоснабжающих и теплосетевых организаций Санкт-Петербурга.
В целом мы рассматриваем много перспективных инвестиционных проектов, в том числе возможные концессионные соглашения с государством по модернизации инфраструктуры, уровень износа которой в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сегодня все еще остается достаточно высоким.
Интервью предоставлено «РК Инвест»