Потребителей не судят: поведение покупателей офлайн и онлайн в 2020 году
Парадигма потребительского рынка и розничной торговли России сильно изменилось за последние несколько лет под влиянием глубокого падения спроса и доходов населения в 2015-2016 гг., стагнации и усилившейся ценовой конкуренции в 2017 году, а один из последних факторов влияния — пандемия, приведшая к введению режима самоизоляции и заставившая бизнес перестраиваться на новые рельсы. «Юнисервис Капитал» поделился новым материалом о том, как компании вышли в онлайн и создали интернет-платформы для продвижения и продаж.
Иллюстрация: unsplash.com

По данным исследования НАФИ 32% россиян стали чаще совершать покупки онлайн на самоизоляции, однако большинство (73%) отметили, что это временные меры и по окончанию угрозы они вернутся к привычной модели поведения.

potreblenie_1.jpg

Наиболее сильным драйвером пандемия стала для роста продаж продуктов питания



В апреле 2020 года объем продаж вырос в 4,7 раз в сравнении с февралем. Также в тройке лидеров роста онлайн-продаж категории одежда, обувь и аксессуары и товары для красоты.

potreblenie_2.jpg

Отдельным импульсом текущий кризис стал для онлайн-гипермаркетов (Ozon, Wildberries) и маркетплейсов (Tmall, «Беру!», Goods), которые не только увеличили текущие продажи, но и расширили перечень товарных категорий и списки поставщиков. Прирост продаж в Wildberries по количеству проданного товара составил 180% в апреле 2020 г. к апрелю 2019 г., в мае — прирост составил 252%. Ozon тем временем отметил почти троекратное увеличение продаж в апреле этого года.

potreblenie_3.jpg

При этом карантин внес корректировки и в бюджеты на покупки, снизив сумму среднего чека. На фоне падения доходов, потребители, во-первых, стараются покупать преимущественно самые необходимые товары, во-вторых, переходят на приобретение товаров из низких ценовых категорий. Кроме того, россияне стали тщательнее планировать любые покупки, а дорогостоящие приобретения откладывать на неопределенное время. Многие пересмотрели свои расходы и отказались от покупок детских товаров (62%), одежды (60%), электроники (47%) и косметики (41%).

potreblenie_4.jpg

Однако онлайн-продажи на текущий момент не способны полностью заменить поход в магазин. Для большинства клиентов посещение торгового центра — это возможность исследовать ассортимент и найти для себя что—то новое. Такой поиск подразумевает свободу перемещения по залу и возможность попробовать все новинки продаж. Кроме того, ритейлеры отмечают, что невозможность оплаты наличными и закрытие примерочных в ряде пунктов выдачи заказов приводит к тому, что граждане отказываются от покупок: в среднем продажи снизились на 15% по сравнению с прогнозом.

potreblenie_5.jpg

Ту же мысль подтверждают и показатели работы эмитентов облигаций в апреле-июне 2020 года. Сеть магазинов lady&gentleman city, полностью ушедшая в онлайн на время самоизоляции, смогла дать импульс для роста интернет-магазина и заработать во 2 квартале 603,5 млн рублей (-62,3% ко 2 кварталу 2019 года). Сеть кондитерских магазинов Kuzina, запустившая Интернет-магазин и переориентировавшая работу магазинов навынос, заработала за апрель-июнь 2020 года 68,2 млн рублей (-30,7%). «Дядя Дёнер», запустивший в павильонах торговлю навынос и подключенный к сервисам доставки, заработал 74,6 млн рублей (-5,0%) за аналогичный период. Таким образом, онлайн-канал продаж смог стать выходом в ситуации ограничений торговли, но не смог полностью компенсировать обычный спрос в офлайн-формате.

potreblenie_6.jpg

Таким образом, при закрытии офлайн, online-торговля — это вовсе не универсальная замена традиционному ритейлу «на все времена».



Многие потребители предпочитают совершать покупки в обычной рознице и возвращаются к своим привычкам сразу, как только это становится возможным. Речь и про продукты, и про сферу общественного питания. Своя специфика есть и в непродуктовом брендовом ритейле: офлайн занимает большую долю, чем online каналы и на протяжении всего тренда последних 10 лет и эта парадигма не смогла измениться, а ключевые бренды рассматривают интернет-магазины исключительно как канал дополнительных продаж.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку