Протестировать бета-версию карты можно уже сейчас, а в 2019 году она появится в справочнике 2ГИС на всех платформах — онлайн на 2gis. ru и офлайн в мобильных приложениях.
Основатель и генеральный директор 2ГИС Александр Сысоев накануне релиза ответил на вопросы Boomin.
— Да, честно говоря, не вижу в этом большого смысла. Активность топ-менеджмента в СМИ, конечно, помогает повысить узнаваемость бесплатного сервиса. Но она не так быстро и ощутимо увеличивает количество пользователей, как другие инструменты маркетинга. К тому же нам здорово помогает сарафанное радио — люди пользуются сервисом и рекомендуют его друзьям. Мне важнее такой успех продукта и компании, чем личная известность.
— В таком случае, спасибо, что согласились удовлетворить наше любопытство. Действительно, интересно понять, как вы переживаете эти кризисные времена. Ведь все привыкли к тому, что в кризис в первую очередь «режут» расходы на рекламу. А реклама для 2ГИС — основной источник дохода. Конечно, ваша бизнес-модель уникальна...
— Уже не уникальна (улыбается).
— Вот как?
— Да, «Яндекс» наш дорогой её скопировал! Взял для своих «Карт» наши подходы к рекламе, то есть, мы считаем, подтвердил их состоятельность. И этому я очень рад и публично их благодарю. Вы не представляете, как тяжело работать, не имея конкуренции. А что касается кризиса — он для нас закончился. Понимаете, кризис же всегда в голове. Просто нужно время на перестройку. Если глобально посмотреть, за эти три-четыре года рекламный рынок не сильно-то и просел. Особенно это касается рынка мобильной рекламы — он вообще ничего не почувствовал. Мы — да, мы почувствовали, по прибыли в 2015 году просели ощутимо, но причина проста: мы просто-напросто не вовремя перестроились. До кризиса у нас вообще не было мобильной рекламы, мы ее запустили, по сути, только к 2016-му году. И получилось, что вошли в эту сложную фазу без нового инвентаря, и нам пришлось догонять самих себя, вот и всё. Создали мобильную платформу, которая дала нам совершенно новые возможности.
— По отчетности видно, что в 2015-2016 годах у вас стабильно падала чистая прибыль. Более свежих цифр в открытом доступе нет, поэтому сделать выводы о текущем положении дел трудно. Вы вышли из фазы падения?
— Падение прибыли управляющей компании не было связано с рыночной ситуацией, и оно абсолютно плановое: мы активно инвестируем в развитие. Выкупили в собственность большие офисные помещения. Взяли 150 разработчиков.
— Не планируете вернуть себе полный контроль над компанией?
— Нет, пока планов по обратному выкупу доли нет. Это же огромные фонды с большими возможностями, которые нужно использовать. Есть планы еще больше привлекать и развиваться, есть согласованная с инвесторами стратегия развития, и мы с ними будем решать, какие инструменты подходят лучше всего.
— И в каких направлениях собираетесь расти? Россия, кажется, полностью ваша.
— Да, в стране практически не осталось городов, где нас нет. При этом качество проработки карты, полнота информации справочника везде на одном качественном уровне. Мы пошли дальше — решили «сшить» страну, сделать бесшовную карту. Мы ведь до сих пор работали по принципу «булки с изюмом», где страна — булка, а города — изюм, иными словами, самое вкусное и интересное: именно в них больше всего бизнеса, рекламной и пользовательской активности. У нас были отдельные карты-справочники для городов, а общей картины — нет. Практически весь изюм мы уже освоили, и теперь пора заняться булкой. Нам давно пользователи фидбечили: почему я не могу, пользуясь вашей картой, доехать из Москвы в Рязань? Москва есть, Рязань есть, а всего, что между — нет. Теперь есть. Новая версия карты включает и трассы, и заправки, и много что еще. Особенно это востребовано по ту сторону Урала: действительно, границы между Москвой и Рязанью или Тверью в голове у пользователей нет, у них дача может быть за 150 км от города, и это нормально — пользоваться одной картой и там, и там.
— Новосибирцы очень радовались, когда их «родной» 2ГИС, наконец, зашёл в Москву. Учитывая, что обе столицы стали последними точками на карте России для вас, там наверняка еще есть, куда расти.
— Да, безусловно. Хотя Москва — это территория «Яндекса», и мы не планировали побеждать на их поле. Знаете, мы изначально Москву создавали для «понаехавших» — для новосибирцев, красноярцев, для жителей других городов, которые часто ездят в столицу, десять лет пользуются справочником, привыкли к нему и недоумевают — а как без него ориентироваться в Москве? И поначалу так и было. Если посмотреть тогда, что загружал пользователь, какие города скачивал на мобильный — можно было увидеть, что изначально он вовсе не москвич. Именно приезжие стали основой нашей аудитории в столице. Потом стало больше тех, кто переехал в Москву работать и жить. И сейчас мы видим, что растёт число пользователей среди москвичей — тех, кто скачивает и открывает только один город, столицу.
Мы в Москву очень удачно пришли. Как ни странно, но нам помог новый для нас продукт — навигатор. Так всё правильно совпало, что мы, наконец, решились и сделали его в 2016-м. До этого мы сознательно не лезли в этот рынок. Раньше какие были навигаторы? Отдельные платные девайсы, водители покупали такие устройства в машину, за деньги периодически обновляли карты. Потом поисковые системы обзавелись бесплатными навигаторами для телефонов. В 2ГИС к тому моменту уже было построение проезда для авто, были пробки, не хватало только голосового ведения по маршруту. Сделать реально, но мы понимали, что бесплатный навигатор никак не монетизируется. В-о-о-б-щ-е! И не спешили с запуском. Но вскоре стало очевидно, что аудитории нужен такой продукт — и он будет здорово дополнять наши основные сценарии, связанные с поиском организаций в городе.
Пока москвичи активно критиковали уже работавшие бесплатные навигаторы — казалось, только ленивый не делал этого — мы выпустили свой. И попали в точку. Хотя тогда я понял, что мы напрасно не сделали этого раньше.
У нас сразу появилось множество новых возможностей, тот же «Убер» пришел к нам — заинтересовался, в том числе, возможностью бесплатного коммерческого использования навигатора. И мы очень удачно вписались в этот рынок, так что навигатор стал хорошим стимулом для использования нашего сервиса.
— Но чем же оказался так хорош навигатор для вашего бизнеса? Ведь вы сами говорите — он не монетизируется.
— Да, до последнего времени бесплатные навигаторы практически никак не монетизировались, сейчас наши друзья-конкуренты экспериментируют — посмотрим, что получится. Наша фишка в том, что мы зашили навигатор внутрь основного продукта — справочника с картой. У «Гугла» в одном приложении — карты и навигатор, а вот «Яндекс», на мой взгляд, совершил ошибку, сделав навигатор отдельным приложением — потерял часть лучше монетизируемой аудитории карт.
Мы же только прирастили аудиторию справочника, решив новый пользовательский сценарий. Навигатор — это такая «последняя миля»: человек придумал, что ему нужно, нашел ближайшего поставщика, связался с ним — теперь осталось только доехать. И если он выбирает автомобиль — он запускает навигатор, и всё, мы замкнули этот сценарий. Навигатор стал логичной составляющей 2ГИС.
И его успех стал во многом неожиданным для меня — я полагал, что если 10% от всех скачавших справочник, будут его запускать, то это очень хорошо. Я и подумать не мог, что в Новосибирске эта доля будет 30%. А в Казани — 40%. Десять — это в Москве на сегодня.
Да, надо признаться, мы тогда помогли «Яндексу» — у них качество данных на нашем фоне очень сильно выросло (улыбается). Я давно не слышал, чтобы в Москве кто-то их ругал. Так что конкуренция — это действительно очень хорошо, это помогает расти и развиваться.
— Но при этом вы сами говорите, что «Яндекс» скопировал вашу рекламную модель. Чем же такая конкуренция хороша?
— Да, они скопировали модель справочника, добавив ее к своим картам, чего у них не было раньше. И это очень сложная задача сейчас — перепозиционировать «Карты» с пробок на поиск компаний, товаров и услуг. Конечно, они не только повторяют, но и создают, буквально на днях презентовали клиентам свои новые рекламные возможности. И я действительно им благодарен за это!
— Почему же?
— Мы работаем на одном рекламном рынке, делим одни и те же рекламные бюджеты.
И раньше основное возражение, которое слышали наши менеджеры по рекламе от лиц, принимающих решение: «Я уже размещаюсь в «Директе». И нам приходилось объяснять, что мы не «Директ», что у нас все по-другому работает. А теперь «Яндекс» сам объясняет клиенту — понимаете, в поисковике люди мечтают, а вот конкретное место покупки они выбирают на картах. Спасибо, ребята, вы помогаете нам формировать этот рынок!
— С «Гуглом», если я правильно понимаю, у вас главная схватка за пределами России?
— Да, у картографического сервиса от «Гугл» глобальный охват, но есть много территорий, где он слабее. Даже так — качество справочных и картографических данных 2ГИС лучше, чем у «Гугл», в любой точке мира, где мы есть. Но нам нет смысла сейчас делать справочник, скажем, в Нью-Йорке — огромный мегаполис потребует значительных ресурсов на создание такого продукта, как у нас. А самое главное — у местных жителей уже сформирована сильная привычка использовать карты «Гугл». В мире много территорий, которым «Гугл» не уделяет большого внимания — и мы приходим туда.
— А ставку вы делаете на развитие мобильной платформы за рубежом? Или декстоп-версии?
— Да, мы везде сейчас ставим именно на мобильную версию. У нас у каждого по пять гаджетов, по сути, мощных компьютеров в кармане.
— В одном из интервью несколько лет назад вы сетовали, что вас останавливает низкий уровень проникновения интернета на условном Западе...
— Самый лучший в мире интернет, в том числе и мобильный, — по-прежнему в России. И в этом мы молодцы. В Европе интернет хуже и дороже. И ключевое наше достоинство по сравнению с глобальными конкурентами в том, что 2ГИС — это честный офлайн, продукт полноценно работает без интернета. Ты скачиваешь приложение, когда есть wifi, нужный город, и дальше спокойно им пользуешься в любых условиях. Карта, поиск организаций и другие функции — всё доступно без cети. Даже такой сложный рынок, как Европа, в первую очередь нас за это и полюбил. Европейцы тщательно считают деньги. Они в этом более дисциплинированы и выбирают то, что экономичнее и удобнее.