Лизинговый рынок в России не только восстановился до рекордных объемов мирного времени, но и превысил их. Правда, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов, лизингодателям приходится проявлять высокую адаптивность, открывая для себя новые ниши. В 2024 г. положительная динамика сохранится, хотя темпы будут заметно скромнее. Но, как и прежде, лизинговые компании намерены расти с опорой на инвесторов публичного долгового рынка.
Лизингодатели прирастают биржей
В 2023 г. лизинговые компании стали безусловными лидерами рынка публичного долга по числу займов. По данным Boomin, в 2023 г. на биржу вышли 20 лизингодателей с 38-ю новыми выпусками облигаций на общую сумму 31,4 млрд рублей. Выборка включила как классические высокодоходные облигации (ВДО) — с кредитным рейтингом от ВВВ и ниже, либо без рейтинга, — так и нижний уровень инвестгрейда (от А- до ВВВ+), — то есть, наиболее востребованные розничными инвесторами бумаги.
Объем привлеченных лизинговыми компаниями инвестиций в 2023 г. оказался в 5,4 раза больше, чем в 2022-м (5,8 млрд рублей) и в 3,5 раза больше, чем в 2021-м (9 млрд рублей). Крупнейшими заемщиками отрасли стали «Интерлизинг», разместивший три выпуска облигаций общим объемом 12 млрд рублей, «Элемент Лизинг» — три выпуска на 8 млрд рублей, и «ПР-Лизинг» — один выпуск на 1,5 млрд рублей. За вычетом этих бумаг средний объем займа составил 320 млн рублей. В большинстве случаев (22) лизингодатели выходили с трехлетними облигациями.
Всего на фондовом рынке сейчас торгуется 82 выпуска лизинговых компаний от 26 эмитентов с рейтингом А- и ниже общим объемом 44 млрд рублей. До резкого скачка ключевой ставки Банка России в начале августа с 8,5% до 12% годовых лизинговые компании привлекали фондирование на бирже в среднем под 13,6% годовых, к концу года, когда «ключ» взлетел до 15-16%, средняя ставка купона составила уже 18% годовых.
«Облигации для нас — эффективный способ диверсификации фондирования наравне с банками. Мы пользуемся этим инструментом уже более пяти лет и привлекли более 1 млрд рублей. Текущие ставки отвечают общей сложившейся конъюнктуре рынка и поэтому не являются для нас ограничительными. Более того, банковское кредитование сейчас порой дороже», — отметил в разговоре с Boomin генеральный директор «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев.
Из 20 лизинговых компаний, вышедших в прошлом году с новыми облигационными выпусками, только две не имели кредитных рейтингов. Больше всего бумаг (11 выпусков) разместили эмитенты с рейтингом BB+, меньше всего — B+. Эта группа была представлена одним выпуском компании «Солид-Лизинг» объемом 700 млн рублей, с которым лизингодатель вышел на биржу в начале осени.
«Количество рейтингуемых агентством лизинговых компаний растет: с 15-ти в 2021 г. до 18-ти — на сегодня», — констатирует заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.
По его словам, начиная с 2022 г. на долю позитивных рейтинговых действий приходится около трети решений агентства, а подтверждение рейтинга — первый по популярности результат рейтинговых комитетов АКРА. Это 35-40% случаев. «На сегодня стабильный прогноз имеют 78% лизинговых компаний с нашим рейтингом», — отметил представитель агентства.
Рост рейтинговых решений по участникам лизингового рынка фиксируют и в «Эксперте РА». Как рассказала Boomin директор по банковским рейтингам агентства Зоя Советкина, в 2023 г. «Эксперт РА» присвоил 11 новых рейтингов лизинговым компаниям. «Увеличение числа рейтингуемых организаций связано преимущественно с повышением прозрачности деятельности лизинговых компаний и планами по выходу на облигационный рынок», — заключила она.
«Посттравматическое восстановление»
Рекордные объемы заимствований на публичном долговом рынке самым прямым образом отражаются на росте бизнеса лизинговых компаний. Рынок не просто восстановился до рекордного уровня 2021 г., но и превысил его. «За последние несколько лет лизинговая индустрия, особенно розничные ее сегменты, продемонстрировала высокую адаптивность и умение быстро восстанавливаться после внешних шоков», — констатирует Сурен Сатаров из АКРА.
«В 2023 г. динамика лизингового рынка показала почти двукратный рост. По итогам девяти месяцев объем нового бизнеса достиг исторического максимума, составив 2,49 трлн рублей (+95%) к аналогичному периоду 2022 г.», — отмечает Зоя Советкина («Эксперт РА»).
По предварительным оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), по итогам 2023 г. количество новых предметов лизинга достигло 600 тыс. штук, что на 6% больше, чем за 2021 г. и на 40% выше «кризисного» 2022 г.
«Посттравматическое восстановление лизингового рынка поддерживалось, в первую очередь, малыми и средними предприятиями. Доля МСП в лизинговой отрасли на конец III квартала составила около 80%, в то время как доля прочих сегментов (крупного бизнеса и государственных компаний) сократилась до 20%», — отметили в НРА. По оценке рейтингового агентства, наиболее активные лизинговые получатели в сегменте МСП — средние предприятия. Доля проникновения лизинга в этот сегмент составила 45%.
«Считаем, что 2023 г. был весьма успешен для нашей компании: мы удвоили лизинговый портфель (до 2,47 млрд рублей), заключив на 86% договоров больше, чем годом ранее — 1 665 против 893. Средний чек немного подрос и составил 1,45 млн рублей», — говорит руководитель блока по работе с банками и инвесторами компании «Аренза-Про» Дмитрий Будняев. «По итогам 2023 г. объем продаж компании показал рост на уровне 70%. Прежде всего его обеспечило развитие филиальной сети — за год открыто 19 представительств», — заключил руководитель отдела привлечения финансирования компании «Интерлизинг» Николай Алексеев.
О значительном росте бизнеса рапортуют и другие участники рынка: «Аквилон-Лизинг» увеличил портфель на 40% (до 1,5 млрд рублей), «Директ Лизинг» — на 57% (до 3,6 млрд рублей), «МСБ-Лизинг» — на 127% (до 3,5 млрд рублей), а «Бизнес Альянс» — и вовсе в 4,5 раза (до 14,4 млрд рублей).
«Рост лизингового портфеля компании был обусловлен несколькими ключевыми факторами: повышением цен на рынке, адаптацией к новым экономическим условиям и реализацией отложенного спроса. Предварительные данные по выручке и прибыли также показывают значительный рост, подтверждая общий положительный тренд в нашем секторе», — говорит заместитель директора компании «Директ Лизинг» Ирина Туболова.
Востребованный сегмент
По данным НРА, наиболее быстрыми темпами в 2023 г. росли объемы нового бизнеса в сегменте автотранспорта. Прибавка в натуральном выражении составила 50%. Высокую динамику агентство объясняет мерами господдержки колесной техники, активностью в строительной отрасли, а также циклом замены грузового и корпоративного автотранспорта. «Однако нехватка транспортных средств у дилеров и подорожание автотранспорта сказываются на скорости восстановления отдельных сегментов», — подчеркивают в НРА.
Активно, по данным рейтингового агентства, восстанавливается и сегмент спецтехники. За 2023 г. рост нового бизнеса здесь составил около 40%. Процесс, впрочем, не был однородным. Наиболее быстрый рост (более 50%) наблюдался в дорожно-строительной и подъемной технике, в то время как в сегментах складской и сельскохозяйственной техники рост был менее 20%.
«Ключевым драйвером роста в сегменте спецтехники стало увеличение объемов дорожного строительства, связанное в том числе и с переориентацией логистических потоков с западного направления в направления юга и востока», — констатируют в НРА.
Заметный рост нового бизнеса произошел и в сегменте производственных активов. По предварительным данным, в натуральном выражении объемы промышленного лизинга в 2023 г. выросли на 30%. Наибольший прирост — в 120% — зафиксирован в сегменте компьютерного оборудования, так как сказался эффект низкой базы 2022 г. Рост в остальных сегментах составил от 30% до 40%. «Примечательно, что в сегменте электрического и механического оборудования зафиксирована стагнация, что мы связываем с нехваткой предметов лизинга из-за санкций», ― пояснили в рейтинговом агентстве.
Среди корпоративных сегментов наибольшую динамику роста нового бизнеса в 2023 г., по данным «Эксперта РА», показал лизинг железнодорожной техники (+120%). Стремительный рост был обеспечен за счет освоения новых регионов для поставок российской продукции и необходимости обновления парка вагонов.
«Если смотреть на диверсификацию нашего портфеля по отраслям, то за год можно увидеть одно значительное изменение: оптовая и розничная торговля из середины списка переместилась на первое место и стала занимать около 20% в портфеле. Две другие ключевые ниши — строительство (19%) и железнодорожно-грузовые перевозки (15,4%) — сместились на один пункт, но остались в лидерах», — говорит Роман Трубачев из «МСБ-Лизинга».
В свою очередь «Директ Лизинг» отмечает рост лизинга оборудования из «дружественных» стран, прежде всего, Китая. Наиболее востребованными оказались металло-, деревообрабатывающее и медицинское оборудование. «Аренза-Про» также фиксирует рост доли оборудования в своем портфеле.
«В 2023 г. определенно наблюдался повышенный спрос на лизинг оборудования. Бизнес начинает узнавать о том, что в лизинг можно брать не только автомобили, но и практически любое оборудование — неважно, для старта проекта или его масштабирования», — отмечает Дмитрий Будняев.
Дорогой лизинг — высокая конкуренция
Сдерживающим фактором для развития лизингового бизнеса в 2023 г. стало ужесточение денежно-кредитной политики в стране. «Стоимость лизинга существенно возросла после ужесточения монетарной политики Центробанком. Клиенты откладывают перспективные покупки техники, остается только самый актуальный спрос, который невозможно отложить», — делится наблюдениями Роман Трубачев («МСБ-Лизинг»).
По его оценке, рост общей лизинговой и процентной кредитной нагрузки негативно повлиял на прибыльность лизингополучателей. Однако, учитывая, что лизинг, как правило, занимает незначительную долю в себестоимости клиента, повышение лизинговой нагрузки часто не является критичным, считает глава «МСБ-Лизинга».
«Повышение ключевой ставки Банка России оказало значительное влияние на лизинговую индустрию, особенно на условия кредитования для малого и среднего бизнеса. Мы столкнулись с увеличением процентных ставок до уровня более 20% годовых», — говорит Ирина Туболова («Директ Лизинг»). По ее словам, чтобы помочь клиентам адаптироваться к новым экономическим реалиям, лизинговая компания уменьшила размер первоначального взноса и увеличила срок лизинга. «Это позволило нам предложить более гибкие условия финансирования, снизить ежемесячную плату и улучшить общие условия сотрудничества», — объяснила она.
Возросшая стоимость лизинга, снижение маржинальности бизнеса и сложности логистики привели к ужесточению конкуренции на рынке, отмечают эксперты. «Прошедший год характеризуется ужесточением конкурентной борьбы среди игроков лизингового рынка — на фоне агрессивного роста продаж лизингодатели прибегали к значительному снижению размера авансирования», — констатирует Зоя Советкина из «Эксперта РА».
Замедление темпов
В 2024 г. эксперты и участники лизингового рынка ожидают устойчивого роста бизнеса, но в гораздо меньших масштабах.
«Ключевое влияние на финансовый рынок вообще и лизинговую отрасль в частности будет оказывать сдерживающая монетарная политика. Именно поэтому ожидаем ограниченного роста лизинговых портфелей — порядка 5-10% в этом году», — говорит Сурен Асатуров из АКРА.
По его оценке, влияние высоких ставок будет более выраженным в сегменте крупного бизнеса. Рост стоимости фондирования и лизинговых услуг в МСП будет менее заметным, что позволит сегменту сохранять позитивную динамику, хотя и умеренную.
«Мы прогнозируем замедление темпов прироста нового бизнеса в 2024 г., так как цикл обновления корпоративного и грузового автотранспорта подходит к концу, а жесткая денежно-кредитная политика продолжит оказывать «охлаждающий» эффект на спрос со стороны потенциальных лизингополучателей, особенно со стороны малого и среднего бизнеса», — отмечают в НРА.
В базовом сценарии НРА, рост нового бизнеса в натуральном выражении составит около 20%, в денежном выражении — около 30%. Количество новых предметов лизинга достигнет 700 тыс. штук.
«В оптимистическом сценарии новый бизнес в натуральном выражении может вырасти до 30%, до 800 тыс. штук. В денежном выражении объем нового бизнеса в 2024 г. может увеличиться на 35-40% в первую очередь за счет подорожания предметов лизинга», — считают в рейтинговом агентстве.
В качестве ключевых рисков лизинговой отрасли в 2024 г. эксперты называют нехватку предметов лизинга из-за санкций, нарушение логистических и платежных цепочек, снижение спроса на лизинг из-за подорожания предметов лизинга, а также снижение кредитного качества лизингополучателей из-за ужесточения денежно-кредитной политики и продолжающейся девальвации рубля.
Впрочем, опрошенные Boomin участники лизингового рынка полны оптимизма. «МСБ-Лизинг» планирует в течение 2024 г. увеличить портфель не менее чем на 30%, расширив присутствие компании за пределами домашнего региона (ЮФО), — в Санкт-Петербурге, Красноярске, Ярославле и Екатеринбурге. Задачи, которые стоят перед «Аренза-Про», еще более амбициозны — «двухкратный рост всех показателей».
«Облигационные деньги никогда не были так дешевы»
Развивать свой бизнес в 2024 г. многие лизинговые компании, как и прежде, планируют за счет привлечения средств частных инвесторов. По словам Ирины Туболовой («Директ Лизинг»), в текущей экономической ситуации привлечение фондирования на рынке облигаций остается привлекательным, но требует более гибкого подхода. «Мы адаптировались к колебаниям рынка, переходя от фиксированной ставки к переменной. Это позволяет инвесторам получать доход, соответствующий текущим экономическим условиям, и снижает финансовые риски для нашей компании. В условиях, когда ставки по кредитам высоки, рынок облигаций предоставляет альтернативный и, возможно, более выгодный источник финансирования», — заключила она.
С несколькими выпусками биржевых облигаций в этом году планирует выйти и «Интерлизинг». Но структуру выпусков и конкретные сроки размещения бумаг компания анонсировать пока не готова, всё будет зависеть от ситуации на рынке. «Мы не готовы переплачивать за привлеченные финансовые ресурсы, поэтому решение об объеме новых выпусков и их количестве мы будем принимать с оглядкой на меняющиеся условия в экономике страны и на рынке лизинга», — говорит Николай Алексеев.
По оценке члена Совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО), частного инвестора Ильи Винокурова, фондовому рынку интересны эмитенты, предлагающие премию к рынку и фиксированную ставку с ежемесячным купоном на максимально длинный срок. Также приветствуется быстрая амортизация. И лизинговые компании этим критериям вполне отвечают.
«Исходя из опыта последних размещений компаний «МСБ-Лизинг» и «Лизинг-Трейд», инвесторам оказалось достаточно только премии, даже с купонами «лесенкой» они были готовы мириться», — отмечает эксперт.
Стабильно высокий спрос на бумаги лизинговых компаний фиксирует и основатель телеграм-канала Angry Bonds, частный инвестор Дмитрий Адамидов. «Практика показывает, что облигации лизинговых компаний инвесторы берут во всех рейтинговых сегментах. Главное преимущество эмитентов отрасли — гибкие схемы выплат, позволяющие инвесторам поддерживать ликвидность. Если же отдельно выделять ВДО, то ставки там достаточно интересные», — считает он.
При этом риск дефолтов по бумагам лизингодателей инвесторы оценивают как низкий, указывает Илья Винокуров. Сам же он так не считает. Во-первых, потому что дефолтов по облигациям лизинговых компаний давно не было, а значит, по мере роста задолженности эмитентов вероятность их наступления возрастает. Во-вторых, с ростом ставок фондирование становится дороже и долговая нагрузка растет. В-третьих, рост ставок бьет по самим клиентам лизинговых компаний, которым всё сложнее обслуживать долг. В-четвертых, многие эмитенты ВДО в погоне за маржинальностью «принимают риски малоликвидных предметов лизинга». Наконец, в-пятых, риски фрода, «особенно при нулевом авансе — уход клиента в закат вместе с предметами лизинга».
«Облигации для лизинговой компании — это гибкий беззалоговый инструмент, которым можно пользоваться свободно по своему усмотрению. Кто-то использует его для финансирования авансов, а кто-то — для сделок, которые по каким-то причинам не хочет финансировать банк. Вообще облигационные деньги никогда не были так дешевы относительно банковских, как сейчас, поэтому число попыток «лизингов» выйти за деньгами частных инвесторов будет только расти», — убежден Илья Винокуров.
При смягчении денежно-кредитной политики в стране Дмитрий Адамидов ожидает появления на рынке публичного долга в 2024 г. пяти-шести новых эмитентов из сегмента лизинга.
«Темпы роста займов на бирже во многом будут зависеть от решений регулятора. Если снижение ключевой ставки произойдет быстро, мы увидим динамичный рост объемов размещения, но если снижение будет медленным либо вообще не произойдет, то рост рынка окажется более скромным и новых игроков на нем какое-то время мы не увидим», — заключил он.
Но пока «лизинги» продолжают активно занимать. С начала 2024 г. на биржу с новыми выпусками вышли четыре лизинговых компании с общим объемом заимствования 2,3 млрд рублей. А на очереди уже следующие. «Аренза-Про» готовится выйти на биржу с облигациями на 400 млн рублей, «ЭкономЛизинг» зарегистрировал выпуск на 100 млн рублей, «Солид-Лизинг» утвердил размещение бумаг на 500 млн рублей. Есть и потенциальный дебютант — «Рафт Лизинг», который заявил о планах выйти на облигационный рынок в течение года.