Латте, iPod и книжный шкаф для оценки национальной экономики
С введением режима самоизоляции индекс загруженности дорог в городах-милионниках сменился индексом самоизоляции. Показательно, как быстро он был разработан и вошел в обиход, став вполне привычным элементом новой реальности. Редакция портала решила припомнить, какие ещё оригинальные индексы предлагались финансистами и насколько они стали популярны. 
Иллюстрация: unsplash.com

Бургерономика

Самым популярным из не совсем серьезных индексов является Индекс Биг Мака, расчет которого начал The Economist в 1986 году. Он основан на теории паритета покупательной способности. Но за потребительскую корзину здесь берется The Big Mac, бургер сети быстрого питания McDonald’s. Во всех странах бургер состоит из семи продуктов, и его рецептура, в основном, не меняется от страны к стране. 

Разберемся с термином «покупательная способность». Этот показатель означает, сколько товаров мы можем купить на определенную сумму денег. Для примера, в конце прошлого года вам хватало 1 000 рублей, чтобы купить 5 кг гречки и 20 рулонов туалетной бумаги, а теперь тот же набор стоит 1 110 рублей, значит, покупательная способность рубля упала. Падение покупательной способности — это инфляция.

А паритет покупательной способности — соотношение двух валют, которое показывает соотношение цен на один и тот же товар в разных странах. Так, если в России яблоко стоит 10 рублей, а в США — 1 доллар, значит, 10 рублей стоят 1 доллар. Следовательно, обменный курс — 0,1 доллара за рубль. Потому что (по этой теории, а не в реальности) у яблок одинаковая ценность и в России, и в США.

По теории паритета покупательной способности один и тот же товар должен стоить одинаково в любой стране, а обменный курс валюты должен определяться тем, сколько денег за этот товар нужно заплатить.



burgeronomics_052020.jpg


Проблема сравнения состоит в том, что в разных странах варьируется питательная ценность, вес и размер бургера. Не во всех странах в Биг Мак кладут говяжью котлету — в Индии бургер стал куриным и был переименован в Махарадж Мак.

Есть еще ряд проблем, например, индекс Биг Мака ограничен географией. В Африке MacDonald’s есть в только в Марокко, Египте и ЮАР. Поэтому специально для африканских стран был создан аналог — Индекс KFC, рестораны этой сети работают почти в 20-ти странах.

Бургерономика никогда не претендовала на практическую пользу, однако индекс Биг Мака стал шуточным мировым индексом и был включен в несколько экономических учебников и даже научные исследования по всему миру.

Альтернативы бургеру

Сам The Economist рассчитал еще один индекс — Tall Latte, взяв за основу чашку кофе из Starbucks.

Чужая слава не дает покоя и исследовательский интерес привел к появлению вариаций на тему индекса Биг Мака. В 2006 году Швейцарский банк UBS Wealth Management расширил идею индекса, включив в его расчет время, которое необходимо местному работнику для получения вознаграждения равному цене бургера в стране.

Годом позже, в 2007, австралийский банк Commonwealth Securities высказал критику в отношении шуточного индекса и создал «Индекс iPod». В основе которого MP3-плеер iPod Nano объемом 2 Гб. Ключевым преимуществом, по мнению создателей, стало то, что компоненты для Биг Мак страны производят самостоятельно и затраты на рабочую силу разнятся, а iPod производится в Китае и в целом товар должен стоить одинаково во всем мире. Создатели почему-то не учли транспортные расходы, но им об этом напомнили.

В 2009 году информационное агентство Bloomberg опубликовало расчет индекса Billy Bookshelf, сравнив цены книжного шкафа IKEA в 38 странах. 

К другим необычным индикатором относят индекс «длины юбок», индикатор «снег в Бостоне», «чемпионат по американскому футболу», «спрос на картонные коробки», «победитель на выборах президента».

Теория, взятая за основову индикатора «спрос на картонные коробки», говорит, что чем выше спрос на картонные коробки, тем быстрее будет расти экономика, и тем лучше будет ситуация на фондовом рынке. В 1926 американские финансовые СМИ писали и об индексе «длины юбок». Суть этого индикатора — если женские юбки становятся короче, значит, женщины идут на большие риски, а это стимулирует расходы и хорошо для экономики и фондового рынка. И наоборот, длинные юбки — тревожный сигнал для экономики.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку