Растущие компании из числа среднего бизнеса все больше интересуются возможностью привлечения средств с помощью биржевых облигаций. Частные инвесторы же совсем не против рискнуть и охотно покупают ценные бумаги с высокой доходностью. Однако у многих неискушенных участников рынка остается вопрос: зачем компаниям такие «дорогие» кредиты и как они планируют рассчитываться по займам.
Фото: pixabay.comСтратегия использования средств
Стратегия пользования средствами примерно одинакова для всех эмитентов: компании используют главный плюс облигаций, который состоит в том, что в течение срока их обращения компания выплачивает только проценты. Поэтому средства на погашение основной суммы займа не откладываются с первого дня, а используются для реализации поставленных задач. И вот тут инвестору стоит обратить внимание на то, как именно компания рассчитывает увеличить выручку и рассчитаться по своим долгам. Это – один из ключевых моментов. Модель возврата должна быть понятной и максимально реалистичной. Так, например, при подготовке к выпуску облигаций компании «Грузовичкоф» была представлена следующая модель использования инвестиций:
Согласно ей, в лучшем случае компания сможет окупить инвестиции в размере 50 млн рублей за 1 год, в худшем – за 3.
Означает ли это, что эмитент должен откладывать всю прибыль в кубышку или положить ее на депозит? Конечно, нет. Оптимальным вариантом является реинвестирование прибыли в бизнес. Объем рынка мувинговых услуг (проще говоря, «рынка переездов») позволяет упоминаемой нами компании вырасти еще как минимум в 3-5 раз, а рентабельность намного выше дохода, который может принести депозит, тем более, что проценты по нему «съест» инфляция. Быстрорастущие компании стараются не выводить денежные средства из оборота, а также рефинансировать небольшие в рамках масштабов выручки долговые обязательства. Это в случае, если нет безграничного внешнего акционерного или долгового капитала, как, например, в США у компаний Илона Маска или у IT-стартапов из Кремниевой долины вроде постоянно убыточного Twitter.
Несмотря на то, что копить деньги на погашение займа невыгодно, эмитент смог бы это сделать за 3-6 месяцев. Учитывая, что выручка все того же «Грузовичкоф» благодаря инвестициям способна вырасти до 3,2 млрд рублей, накопить требуемую сумму можно даже из операционной прибыли, снизив инвестиционные и маркетинговые затраты.
При самом плохом сценарии развития событий эмитент может продать небольшую долю автомобилей и погасить все обязательства. Собственный капитал компании выражается в профинансированных за счет него активах. Так, «Грузовичкоф» имеет на балансе 1361 автомобиль, собственных из которых – 818, т.е. стоимость имущества компании превышает 500 млн рублей. Это означает, что эмитент даже в случае непредвиденных обстоятельств способен рассчитаться с долгами.
Выгода компании
Что касается выгоды компании от привлечения средств под достаточно высокий процент, который может превышать ставку по банковским кредитам (и это не считая расходов на регистрацию облигационной программы), тот тут есть ряд очевидных моментов.
Во-первых, прежде чем разместить свои ценные бумаги, эмитент и финансовый партнер (организатор программы) делают расчеты, учитывая все расходы на обслуживание займа.
Во-вторых, не будем забывать, что компании, относящиеся к среднему бизнесу, вынуждены размещать первые займы с такой доходностью, чтобы заработать репутацию на публичном рынке. Поэтому высокие ставки – необходимая плата за репутацию, наличие которой позволит размещать последующие эмиссии под более скромный процент, а в перспективе – привлечь инвестора в капитал или выйти на IPO.
В целом, не всегда на самом деле ставки по облигационному займу больше, чем по кредиту. Обычно такие компании не могут привлечь долгосрочное финансирование более 1 года, даже если этот кредит долгосрочный, погашение тела долга начинаются по нему через несколько месяцев после выдачи кредита, что снижает доходность компании. Кроме того, банки в кредитных договорах обычно предусматривают скрытые комиссии, которые могут существенно увеличить номинальную ставку: это и зарплатные проекты, и комиссия за выдачу и банковское обслуживание.
Возвращаясь к вопросу возврата средств, преимущества малых займов как раз заключается в том, что средства чаще всего – целевые с просчитанным бизнес-планом использования, в то время как крупные заемщики привлекают сразу большие суммы на общекорпоративные цели, в том числе рефинансирование ранее взятых кредитов. Понятно, что в будущем погасить единоразово крупный заем более 1 млрд рублей компании с выручкой даже более 30 млрд – проблематично. И крупные заемщики рассматривают облигационный рынок исключительно как аналог банковскому кредитованию с моделью постоянного рефинансирования, но такая модель рано или поздно может дать сбой.