ЦФА: «модно, молодежно»

Цифровым финансовым активам пророчат большое будущее. Благодаря снижению роли посредников и автоматизации исполнения сделок выпуск ЦФА обходится дешевле и требует на порядок меньше времени, чем размещение биржевых облигаций. Но это в теории. Российский бизнес не спешит воспользоваться преимуществами нового финансового инструмента. И одна из причин этого — непонимание, «что это вообще за зверь такой» — ЦФА.

null

Недоступный, но перспективный

Цифровые финансовые активы стали предметом обсуждения участников круглого стола «ЦФА: классика в цифре — долговые инструменты в цифровом формате» в рамках XX Российского облигационного конгресса Cbonds, который на прошлой неделе прошел в Санкт-Петербурге. Участники дискуссии обменялись мнениями о том, что такое ЦФА, кому они интересны сегодня и какую роль будут играть завтра.

Цифровые финансовые активы — это, по сути, цифровые аналоги акций, облигаций, займов и векселей, существующих в информационной системе. В основе ЦФА лежит использование преимуществ технологии распределенных реестров (технология блокчейн) как снижение роли посредников и автоматизация исполнения сделок за счет применения смарт-контрактов. Смарт-контракт — это алгоритм (программный код), в рамках которого в распределенном реестре фиксируются права и обязанности сторон сделки, условия договорных отношений, а также их будущее автоматическое исполнение.

Как рассказал в ходе обмена мнениями заместитель директора по финансам компании «Россети Центр» Александр Тимофеев, Ассоциация корпоративных казначеев совместно с «ВТБ Факторингом», блокчейн-платформой «Лайтхаус» и журналом «Финансовый директор» недавно провели опрос 292 компаний об их отношении к ЦФА. Из опрошенных 60% представляют малый и средний бизнес с выручкой до 2 млрд рублей, 40% — крупный бизнес с выручкой более 2 млрд рублей. Исследование показало, что 60% респондентов не готовы выпускать ЦФА. Более того, большинство участников не понимает, что такое ЦФА и как применять этот инструмент на практике.

«Тем не менее, 26% респондентов заявили о готовности выпускать ЦФА уже сегодня, а 11% готовы в них инвестировать. Тех, кто готов и выпускать, и инвестировать — 10%. Это немало, учитывая, что закон о ЦФА вступил в силу в январе 2021 г., а 2022-й стал первым годом выхода ЦФА на рынок. К началу ноября текущего года в стране было размещено 15 выпусков ЦФА общим объемом 170 млн рублей», — отметил Александр Тимофеев.

Большинство потенциальных эмитентов (35%) готовы выпустить ЦФА на 90-365 дней, 28% — с обращением до 90 дней. Из-за высокой стоимости процедуры и длительности согласования выпустить биржевые облигации со сроком обращения меньше года практически нереально. ЦФА же можно выпустить за минуты с гораздо меньшими накладными и трудовыми затратами. В качестве причин выхода компаний на рынок ЦФА лидируют два фактора: потребность в дополнительном финансировании (27%) и профессиональное любопытство (20%).

Исследование Российского союза промышленников и предпринимателей, о котором рассказал директор по развитию финансовых рынков РСПП Роман Фадеев, показало, что только 92% крупнейших российских компаний оценивают рынок ЦФА как доступный, а 40% — как перспективный.

«Как показал наш опрос, смарт-контракты, лежащие в основе ЦФА, российские компании активно используют, но в основном во внутрихолдинговых расчетах. Еще год назад таких компаний было 15%, сейчас — уже 40%», — констатировал представитель РСПП.

ЦФА на квадратный метр

«Последние полтора года ЦФА для меня — это всё, только ими и занимаюсь. Это новый инструмент работы с ликвидностью, более либеральный, чем акции и облигации, — заявил директор по развитию бизнеса Системы распределенного реестра Сергей Рябов. — ЦФА позволят участвовать в рынке ликвидности более широкому числу компаний. Если сейчас к рынку ценных бумаг имеет доступ относительно небольшое число компаний-эмитентов, то ЦФА откроют ворота в этот волшебный мир любому малому и среднему бизнесу».

«ЦФА — это то, что стало с мессенджерами, — в свою очередь отметил директор департамента брокерского обслуживания Совкомбанка Игорь Лаухин. — Если раньше мы использовали SMS для отправки друг другу сообщений и казалось, что все наши потребности решены, то потом появились WhatsApp и Telegram и мы перестали пользоваться привычным инструментом. У меня ощущение, что ЦФА — это как раз то самое будущее, которое немножко перевернет наше настоящее. И тех, кто пользуется «эсэмэсками», будет становиться всё меньше

«Джи-групп» — одна из тех компаний, которые свое будущее связывают с ЦФА. Как рассказал директор по цифровым финансовым активам девелоперской компании Алексей Фатхудинов, темой ЦФА «Джи-групп» занялся в этом году после того, как феврале Банк России включил первую организацию — «Атомайз» — в реестр операторов информационных систем по управлению цифровыми финансовыми активами.

«В своей деятельности мы активно используем финансовые инструменты. Есть паевой фонд, доходность которого привязана к выручке по проекту. Был паевой фонд, где мы стоимость пая привязывали к стоимости квадратного метра. Выпускаем мы и облигации, — говорит представитель «Джи-групп». — Чем нам интересны ЦФА? Я знаю, что от 30 до 40% покупок жилья до недавнего времени совершались инвесторами. Это одна целевая аудитория. Невозможно инвестировать в торговый центр, если у тебя нет полной суммы денег: ТЦ не продается по частям. Пытались это делать через паевые фонды, но это сложно, отрасль сильно зарегулирована. Это вторая целевая группа. В ЦФА я вижу возможность создания новых сущностей».

«Джи-групп» планирует выпустить ЦФА на стоимость квадратного метра строящейся жилой недвижимости. Также компания прорабатывает возможность выпустить ЦФА на рентный доход по конкретному ТЦ.

«Есть еще один возможный вариант — предложить рынку либо менеджменту выпустить ЦФА на доходность компании. То есть, своего рода привилегированные акции, но при этом сам капитал не размывается», — пояснил Алексей Фатхудинов.

По его словам, «Джи-групп» в конце ноября завела личный кабинет на Atomyze и готова «технически, юридически и морально» к выходу на рынок ЦФА.

На этой неделе стало известно, что Сбер начнет выпускать ЦФА на собственной блокчейн-платформе. «У инвесторов появится возможность приобрести аналог традиционного инструмента, обезличенного металлического счета, в удобном цифровом формате», — говорится в сообщении банка. Правда, первое время эта опция будет доступна только юрлицам. Физлиц Сбер допустит на свою платформу для сделок с ЦФА не раньше весны 2023 г.

Напомним, что в России впервые допустили физлиц к сделкам с ЦФА только в конце ноября. Тогда неквалифицированные инвесторы смогли купить цифровой актив на палладий через Atomyze.

«Нужно докрутить»

Быстрота развития рынка ЦФА целиком будет зависеть от регуляторной политики, считают эксперты. «Как защитить инвесторов от недобросовестных действий эмитентов ЦФА или операторов информационных систем? Вот вопрос, который стоит на повестке дня», — считает директор департамента денежного рынка Московской биржи Сергей Титов.

По его словам, преимущество ЦФА перед другими финансовыми инструментами состоит только в том, что этот рынок пока не зарегулирован.

«А чем, например, не устраивали структурные ноты, в которые можно завернуть и драгметалл, и привязку к какому-то активу или индикатору? Четкого ответа нет, кроме того, что ЦФА — это быстрее и удобнее, чем традиционные инструменты. И вообще это «модно, молодежно». Но ведь существующие инструменты тоже цифровые. И облигации, и акции. Сделки на фондовом рынке заключаются очень быстро. Всё дело в регуляторных требованиях, предъявляемых к ценным бумагам — к оформлению документации, получению листинга и так далее. Но ведь при желании эти требования можно пересмотреть. И тогда облигации будут выпускаться также по одному щелчку, как и ЦФА», — заключил представитель Московской биржи.

Интерес Московской биржи к ЦФА Сергей Титов объяснил следованием модному тренду: «ЦФА — это что-то новое, интересное. Мы тоже хотим это попробовать. Для нас это изучение новшеств, попытка встроить их в традиционные классические инструменты и классическую инфраструктуру. Научный интерес. Но и со стороны клиентов биржи есть интерес к ЦФА, поэтому мы не должны оставаться в стороне».

По словам директора департамента брокерского обслуживания Совкомбанка Игоря Лаухина, пока технология ЦФА в России остается сырой, «нужно докрутить инструмент до конкретных смарт-контрактов, чтобы они стали действительно умными и интересными». Он считает, что эту задачу не решить и за год.

«Для розничных инвесторов важны два момента — доходность и ликвидность. И если мы говорим про ликвидность, то в России уже действуют три оператора информационных систем, которые могут выпускать ЦФА, — «Атомайз», Сбербанк и «Лайтхаус» — и девять в очереди. Только вот мостиков между ними нет. Мы получаем размытую ликвидность. А это означает неэффективность рынка», — говорит Игорь Лаухин.

«Теперь о доходности, — продолжает он. — Чтобы привлечь инвестора на рынок ЦФА, нужно заплатить больше. Готовы ли компании давать дополнительную доходность только для того, чтобы использовать новую технологию? У меня есть большие сомнения. Если доходность по ЦФА будет на процент ниже, чем по облигациям, инвестор остается на бирже».

Разумеется, инвесторов помимо доходности интересует и платежеспособность компании, выпустившей ЦФА. Ведь от риска дефолта смарт-контракты не защищают. По данным исследования, на которое ссылается Александр Тимофеев из «Россети Центр», две третьих опрошенных компаний хотели бы видеть независимую оценку эмитентов ЦФА от профессиональных рейтинговых агентств.

«Рынок ЦФА только появился. По сути, это еще Дикий Запад. То, что фондовый рынок выстраивал десятками лет, шлифовал процедуру выпуска эмиссионных ценных бумаг, корректировал требования к эмитентам, — для ЦФА ничего этого в обязательном порядке не существует», — посетовал управляющий директор АКРА Алексей Мухин.

По его данным, 62% российских компаний опираются на внутреннюю экспертизу при анализе качества эмитентов, чьи активы они собираются покупать. Сам Алексей Мухин не видит необходимости в тотальном рейтинговании участников рынка ЦФА. «Кредитный рейтинг — тяжелый, сложный, длинный инструмент. Рейтингование компании — это работа на месяц-полтора. Для ЦФА, которые обращаются, скажем, 28 дней, это неактуально», — констатирует он.

По мнению главы АКРА, для коротких выпусков ЦФА целесообразно использовать упрощенный кредитный анализ.

Наконец, для развития рынка необходимо запустить вторичный оборот ЦФА, когда инвесторы смогут передавать активы другим пользователям платформы. Это позволит сбалансировать сроки эмиссии и инвестирования. «Пока вторичный рынок ЦФА не заработает, этот инструмент расценивать как популярный и массовый не стоит», — считает Роман Фадеев из РСПП.

Суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпусков ЦФА, эксперты оценивают в 30-35 трлн рублей.

Строительство и девелопмент
ДЖИ-ГРУПП
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку