Смена лидера: российский рынок алкоголя
В потоке новостей о пандемии, совсем незаметно прошло любопытное событие российского рынка: в феврале 2020 года стало известно, что впервые за 24 года произошла смена лидера на рынке производства пива в России. По такому случаю, аналитики «Юнисервис Капитал» поделились занятной статистикой по рынку алкоголя вообще и основным игрокам на рынке пивоварения, в частности.
Иллюстрация: unsplash.com

Предпочтения россиян

В среднем, по данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, россияне трудоспособного возраста за год выпивают 26,65 литра алкогольной продукции. Согласно опросу Delloite, проведенному в 2019 году, наиболее популярный алкогольный напиток в России сегодня — это пиво. Его среди алкогольной продукции предпочитают 63% потребителей. По большей части это мужчины в возрасте от 21 до 35 лет.

beer_1_042020.jpg


Много пива не бывает

За последние 15 лет максимальный объем производства и продажи пива в России был зафиксирован в 2007 году, когда было произведено 1147 млн декалитров пива, а продано — 1155. До 2009 года рынок находился примерно на том же уровне производства. В 2009 году потребление сократилось на 10% и в дальнейшем объем рынка продолжил сокращаться. После запрета реализации пива в пластиковой таре объемом более 1,5 л в 2017 году его продажи существенно сократились. В 2018 году было зафиксировано еще одно увеличение объемов, связанное с проводимым в России чемпионатом мира по футболу, а после — спад продолжился.

beer_2_042020.jpg


Что движет рынком?

Есть несколько основных факторов, определяющих спрос на пиво. Одной из наиболее заметных на пивном рынке тенденций в 2019 году стало расширение ассортимента. Потребителям стало доступно больше разнообразных брендов, а их представленность в торговых точках увеличилась. В 2019 году в среднем на полке магазина из более чем 230 алкогольных напитков 100 — пиво. Это на шесть товарных позиций больше, чем годом ранее. В связи с этим увеличивается объём рынка крафтового пивоварения: за 2019 год он вырос рекордно, почти на 20%, и занимает 3,39% от общего рынка (в 2018 году — 2,9%).

beer_3_042020.jpg


Пора варить

Количество предприятий, производящих пиво, сидр, медовуху в России медленно росло: в 2018 их количество составляло 1308, а в 2019 году увеличилось на 47. Российский рынок — один из наиболее конкурентных.

beer_4_042020.jpg

Крупнейшие производители даже выходили на публичный рынок привлечения финансирования. Всего на российском облигационном рынке состоялось 10 эмиссий шести эмитентов на сумму 5,99 млрд рублей и средневзвешенным купоном при размещении 11,98%. Первое из них состоялось в августе 1999 года, последний выпуск погашен в марте 2009 года.

beer_5_042020.jpg


Изменения потребительского поведения: что дальше?

В этом году в стране продажи алкоголя начали расти одновременно с началом ажиотажного спроса на другие продукты питания, примерно с 9–10 марта, достигнув пика в последнюю неделю месяца. Продажи водки за 23–29 марта увеличились на 31% по сравнению с аналогичной неделей 2019 года, а в сравнении со среднегодовым значением темп роста ускорился втрое. Похожая ситуация и с пивом: его продажи за этот период выросли на 25%, темп прироста также утроился. Продажи виски выросли на 47%, прирост ускорился в 2,5 раза. А вот продажи игристого вина приросли только на 5%, темп прироста ниже среднего более чем в два раза.

Директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев называет среди причин подобной динамики спроса в рознице закрытие кафе и ресторанов — алкоголь, в отличие от продуктов питания, онлайн заказать нельзя, поэтому потребители перешли в магазины.

Региональные власти внесли свою лепту — регионы, получившие большие полномочия, ввели ограничения на перемещения граждан и вообще на деловую активность. Во многих субъектах Федерации началось обсуждение ограничений продаж алкоголя. 

Алексей Кедрин, вице-президент компании «Балтика» в своей колонке в Forbes поставил под сомнение разумность действий региональных властей. На период карантина в ряде российских регионов местные власти ввели запреты и ограничения легальных продаж алкоголя. В ряде областей продажи алкоголя либо лимитировали по времени, либо полностью запрещали — таким путем пошли Карелия, Башкирия, Красноярский, Забайкальский и Пермский края, Хакасия, Тыва, Якутия, Ленинградская и Владимирская области. «Алкогольный» вопрос получил широкий общественный резонанс. Сначала Минпромторг выпустил рекомендации не ограничивать продажи алкоголя в регионах. Помогло, но не повсеместно и предприниматели стали жаловаться в ФАС, которые согласились с коллегами из Минпромторга. После посылов «сверху» в ряде регионов власти отменили свои предыдущие решения — продажи алкоголя вернулись в привычный всем режим.

Однако, отмечать производителям алкоголя пока нечего: в ближайшие шесть месяцев 90% категорий товаров ожидает падение потребительского спроса — потребители планируют сократить свои траты. Уже в следующем месяце россияне планируют больше трат на лекарства и свежие продукты, меньше — на косметику и одежду. Под ударом оказался и рынок алкоголя, пива в частности. По данным исследования консалтинговой компании BCG и холдинга «Ромир» в настоящее время чуть больше трети россиян (28%) в ближайшие полгода планируют покупать меньше алкоголя.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner