«Мосгорломбард»: итоги года
Мы продолжаем цикл интервью об итогах 2020-го года эмитентов, которые активно работают на рынке ВДО. О том, куда были направлены привлеченные инвестиции, чего удалось достичь, с какими показателями компания завершает этот финансовый год и какие цели ставит на следующий — об этом и многом другом рассказал генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин.
— Наше сегодняшнее интервью посвящено итогам уходящего года и планам на следующий. И первый вопрос: чем запомнился этот год для вас лично и для компании «Мосгорломбард»?

— Этот год запомнился, прежде всего, тем, что, несмотря на сильное давление внешней среды, мы продолжали работать. Это было очень сложно, но это сделало нас сильнее. Год выдался очень непростым. Начиная с конца февраля никто вообще не понимал, будет ли продолжать работать наш рынок в целом и «Мосгорломбард», в частности. Если говорить про ломбардную отрасль, то в части регионов ломбарды были закрыты, но в Москве, где представлена наша компания, они функционировали. С началом пандемии мы каждый день смотрели статистику новых случаев заболевания и реакцию властей, и продолжали работать, развиваться, открывать новые объекты и заниматься усовершенствованием бизнес-процессов. Наши сотрудники мужественно выходили на работу, выполняли свои обязанности, обеспечивали доступность денежных средств для тех, кто оказался в сложной ситуации, потерял работу и очень в них нуждается. Тем самым компания не только сохранила уровень экономических показателей на уровне прошлого года, но даже их увеличила.

— С какими результатами «Мосгорломбард» заканчивает год?

— Подводить окончательные итоги еще рано, отчетность будет только в апреле следующего года, но уже сейчас могу сказать, что по прибыли, несмотря на вложения в активное развитие, мы уже существенно превзошли показатели прошлого года.

Помимо этого, мы провели очень много внутренних настроек: установили программное обеспечение для выполнения требований Центробанка, которые вступят в силу в 2023г., настроили процессы, которые позволят увеличить наш портфель и его доходность. Уже в течение этого года портфель «Мосгорломбрда» увеличился на 30% по сравнению с прошлым.

Сейчас занимаемся внедрением скоринговых механизмов и разработкой системы лояльности.

— А что бы вы выделили как самое главное достижение этого года?

— Я считаю, что самое главное наше достижение — это то, что в объективно сложной для всех ситуации мы продолжили не только работу, но и интенсивное развитие — как количественное, так и качественное. Мы внедрили инновационные для ломбардного рынка инструменты, усовершенствовали бизнес-процессы и увеличили количество розничных объектов в три раза.

Изначально мы планировали в этом году рост численности наших ломбардов с 17 до 50. Сейчас уже открыто 50, думаю, до Нового года появится и 51-й. Мы предполагали, что это будут преимущественно сделки по слиянию и поглощению, но пандемия скорректировала наши планы: ломбарды были чуть ли не единственным активом, который работал в это непростое время, и многие их собственники пересмотрели оценку своего бизнеса в гораздо большую сторону. Поэтому нам стало выгоднее открывать собственные объекты с нуля, что мы и сделали.

Увеличить сеть в три раза — само по себе непросто, а сохранить при этом прибыльность — это высший пилотаж. Мы смогли.



В следующем году мы начнем активный диалог с действующими ломбардами Москвы и Московской области по поводу их покупки.

— Год был очень нетипичный для всех, можете ли вы выделить какие-то трудности, с которыми столкнулся «Мосгорломбард»?

— Негативным фактором для многих регионов, включая Московский, была пандемия. Но мы наоборот увидели в этой ситуации больше возможностей, потому что базовый актив у всех ломбардов в 90% случаев — это золото. А золото имеет свойство увеличиваться в цене во время таких катаклизмов международного значения. Стоимость золота, в том числе в рублях, с начала года выросла, что дало возможность ломбардному бизнесу увеличить портфель только за счет ценового фактора.

При этом в разгар пандемии хорошо сработали только те ломбарды, в которых уже были внедрены системы безналичных платежей. В «Мосгорломбарде» это сделали заранее, и даже если человек находился в другом регионе на самоизоляции, он мог беспрепятственно заплатить проценты через личный кабинет на сайте или мобильном приложении, чтобы не потерять свое изделие, находящееся в залоге. А у ломбардов, не обеспечивших людям такую возможность, все сложилось гораздо хуже. Многие из-за отсутствия электронных платежей потеряли клиентов и даже портфели, оказались почти на грани разорения. Новые технологии, безусловно, способствуют развитию, и те, кто их не использует, в процессе консолидации не смогут выдержать конкуренцию и выполнить все требования регулятора. Им придется продавать бизнес либо уходить в смежные сегменты.

— Есть несколько отраслей, показавших рост во время глобального кризиса, — это факторинг, ломбарды и МФО. Насколько я понимаю, этот год был для вас этапом бурного развития, которое вы собираетесь продолжить...

— Не могу сказать за всех, но мы будем развивать наши действующие объекты, открывать новые и в среднесрочной перспективе до конца 2022 года планируем иметь до 200 объектов в Москве и Московской области.

— Какие еще цели вы себе ставите на 2021 год?

— Основная задача в 2021 году — это сохранить прибыльность компании с учетом довольно бурного развития. Я думаю, что это нам удастся. Через год у «Мосгорломбарда» должно быть не менее ста розничных объектов, которые мы частично планируем приобрести, а частично построить с нуля. Мы будем продолжать наращивать портфель как за счет наших классических инструментов (того же золота), так и за счет увеличения доли техники и меховых изделий. Возможно, в ближайшем будущем откроем еще и автоломбардное направление и будем принимать в залог автомобили.

Также у нас много идей по внедрению различных технологий. Мы планируем сохранить свое первенство как инновационного лидера. У нас есть эксклюзивный контракт с компанией, которая разработала и производит роботизированные ломбарды — уникальную технологию, не имеющую аналогов в мире на текущий момент.



Это новинка, которая уже получила одобрение в Центробанке. На данный момент в ЦБ есть внутренняя дорожная карта по изменению нормативно-правовых актов с целью внедрения таких золотоматов. Они уже прошли серьезные испытания в Гознаке и признаны готовыми к эксплуатации.

Сейчас данные автоматы работают как диагностические устройства. Технически они готовы, осталось дождаться изменения нормативных правовых актов, чтобы использоваться их в полную силу. Один автомат установлен в Гознаке, в магазине, который там работает, а второй — в одном из Торговых центров микрорайонного масштаба Москвы. На сайте «Мосгорломбарда» есть интерактивная карта, на которой выделены эти объекты, и каждый желающий уже может съездить и сам увидеть «ломбард будущего».

Пока мы не включаем эту технологию в нашу бизнес-модель с точки зрения получения дохода, так как потребителям нужно время, чтобы привыкнуть пользоваться данными устройствами, как мы раньше привыкали к банкоматам. Это, возможно, займет несколько лет. Когда это произойдет, у «Мосгорломбарда» уже будет преимущество — эксклюзивная возможность использования данных устройств в Москве и Московской области. В долгосрочной перспективе это позволит увеличить и долю рынка, и покрытие.

— То есть как только регулятор «даст добро», вы начнете тиражировать технологию и приучать клиентов к новому формату работы?

— Да, мы совместно с компанией-производителем данных устройств увидели, что спрос на них есть не только среди ломбардного сообщества, но даже у банковской розницы. Если у банка во множестве его подразделений есть свободные площади, рядом с банкоматами можно установить наш золотомат, и он будет продавать и покупать монеты, а позднее и выдавать займы под залог ювелирных изделий.

Это отдельная тема, которая со временем имеет существенный потенциал международного развития. Уже сейчас запросы на приобретение поступили более чем из 20-ти стран. Когда разработчик сможет увеличить объем производства, ими можно будет покрыть весь мир.

Но это в будущем, а в следующем году «Мосгорломбард» планирует установить 10-15 машин. Если регуляторная система позволит, процесс будет полностью автоматизирован, если нет, то там будет человек, а машина будет производить только диагностику ювелирных украшений, хранить и выдавать денежные средства.

— Как ваши роботы оформлены юридически? Что дает вам эксклюзивное право продвигать эту технологию?

— У нас есть соглашение с разработчиком, дающее «Мосгорломбарду» эксклюзивное право на приобретение и использование этих устройств. Нас давно связывают партнерские отношения: генеральный директор компании-производителя состоит в совете директоров и является одним из акционеров «Мосгорломбарда».

— Давайте перейдем к вашей деятельности как эмитента. Вы выпустили коммерческие облигации, чего вам удалось достичь за счет привлеченных инвестиций? Смогли реализовать все намеченные цели?

— У нас было несколько задач, связанных с выпуском, которые решены. Дебютный выпуск мы сделали со ставкой 16% годовых, и это ниже той ставки, по которой компания кредитовалась до этого. За счет реализации облигаций мы существенно снизили средневзвешенную стоимость капитала.

Примерно половину выпуска мы направили на органическое развитие, открыв 34 новых объекта. Мы показали рынку, кто мы есть, что мы выполняем взятые на себя обязательства, развиваемся, причем успешно. Когда выйдет годовая отчетность, мы это подтвердим цифрами.

Сейчас мы зарегистрировали второй выпуск коммерческих облигаций, уже со ставкой 14% годовых, и спрос на эти бумаги уже превышает предложение. Выпуск биржевых облигаций также остается у нас в планах на следующий год.

Кроме того, мы смотрим в сторону листинга наших привилегированных акций. Это отдельный инструмент, который многие участники рынка не используют, но раньше и коммерческие облигации редко кто использовал в тех объемах, как сделали это мы. Мы одни из первых нашли с брокерами вариант поддержания ликвидности для коммерческих облигаций, что в 2019 году практически никто не делал. Сейчас и х можно приобрести и продать на внебиржевом рынке через соответствующих брокеров. Это только подтверждает то, что «Мосгорломбард» опережает рынок и с точки зрения использования долговых инструментов.

Возвращаясь к привилегированным акциям, я считаю, что у них есть потенциал, потому что у акционеров компании очень лояльное отношение к дивидендной политике — большая часть прибыли будет направлена на выплату дивидендов. Технически мы не увидели ограничений по размещению привилегированных акций. И даже если это будет биржевая история, мы получим еще один финансовый инструмент и, возможно, продемонстрируем всему рынку его преимущества.

— Нас читают не только инвесторы, но и начинающие эмитенты. Что вы можете посоветовать тем, кто только присматривается к облигационному рынку и к рынку капитала в целом?

— Я бы посоветовал вообще никого не слушать, потому что очень много различных идей выдвигается со всех сторон, когда ты в начале пути. Но чаще всего они ничем не подкреплены, особенно когда никто из твоего окружения этого еще не делал. Нужно просто засучить рукава и двигаться в выбранном направлении, не обращая внимания ни на внутренние факторы, ни на внешние. Брать и делать, проходя через все предписанные в законе этапы.

А если бояться и ничего не делать, то ничего и не произойдет. Мы свои первые коммерческие облигации выпустили даже без привлечения внешних организаторов, брокеров, исключительно силами своего юридического департамента. Это редкость для рынка, но мы смогли.

— Чего бы вы пожелали нашей аудитории в Новом году?

— В первую очередь, конечно же, здоровья, здоровья и еще раз здоровья в это непростое время! Кто бы что ни говорил, это главное. И семейного счастья, ведь все, что мы делаем, мы делаем для семьи, для наших близких. Следующий год — год быка, а бык, как известно, символ увеличения стоимости активов. Сейчас ситуация более благоприятная, чем в начале этого года. Несмотря на то, что произошло, рынок ВДО развивается даже более бурно, чем в прошлом году, когда не было пандемии. Поэтому всем участникам рынка я желаю реализации намеченных планов!
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner