Алексей Лазутин: «До конца следующего года должно быть уже сто Мосгорломбардов»
В октябре Мосгорломбард стал первым ломбардом в истории России, получившим кредитный рейтинг. Эта новость еще больше подогрела интерес инвесторов к компании. По горячим следам Boomin поговорил с Алексеем Лазутиным, генеральным директором АО МГКЛ «Мосгорломбард», который рассказал о том, какая работа предшествовала получению рейтинга, чем был обусловлен выбор рейтингового агентства, о дальнейших планах по привлечению инвестиций с фондового рынка и о том, куда они будут направлены.
Вы пошли по классическому пути, который предлагает биржа: КО-БО-IPO. И ранее анонсировали свои действия: пройти аудит, подготовить отчетность по стандартам МСФО, получить кредитный рейтинг и выпустить биржевые облигации. Порядок действий немного поменялся: сначала получен рейтинг. Расскажите, пожалуйста, о других ваших действиях: как скоро инвесторам ждать отчетности по МСФО и аудита?

— Аудит мы прошли еще до того, как начали получать рейтинг. Сотрудничали с БДО Юникон — это одна из крупнейших аудиторских компаний, если не ошибаюсь, они входят в десятку крупнейших в мире. И по мнению рейтингового агентства, и нашего регулятора, это аудитор, у которого безупречная репутация. Его аудиторские заключения принимает и рейтинговое агентство, и биржи, и все остальные. Отчетность за два года по МСФО мы как раз получили при работе с БДО Юникон. И хотя нам и не нужно проходить аудит в течение года, для того чтобы стать более прозрачными для инвесторов, я инициировал прохождение Мосгорломбардом проверки за 9 месяцев 2020 г. И в ближайшее время у нас снова начнут работать аудиторы. 

После прохождения аудита мы заключили договор с рейтинговым агентством. Очень долго нас проверяли, потому что мы первая компания в секторе ломбардов, которая получала кредитный рейтинг. Было достаточно сложно и рейтинговому агентству, и нам, так как нужно было представлять очень большой объем информации, отвечать на очень большое количество запросов. Все это получилось немного дольше, чем мы ожидали.

Тем не менее, этот дебютный рейтинг, который мы получили, на две ступени выше, чем минимально необходимый для выпуска биржевых облигаций. При этом мы понимаем, что с учетом текущей общей ситуации и того, что Мосгорломбард пока что еще небольшая компания, рейтинговое агентство оценило нас несколько ниже объективной оценки, но мы знаем, что делать для быстрого роста компании и улучшения кредитного рейтинга.

Вы сказали, что столкнулись с определенными сложностями при получении кредитного рейтинга, а можете сказать в чем эти сложности заключались, и что для вас было абсолютно неожиданным из требований агентства?

— Это были не то чтобы сложности, а технические моменты. Просто объем информации, которая запрашивается, очень большой. У сотрудников бэк-офиса, которые взаимодействовали с аудиторами и сотрудниками рейтингового агентства, была крайне высокая загрузка — огромный объем запросов-ответов.

Как вы заметили, наличие рейтинга — обязательное требование биржи, раньше такого не было. Почему вы решили получить кредитный рейтинг именно сейчас?

— Мы в любом случае хотели получить кредитный рейтинг для того, чтобы показать инвесторам, что есть компания со статусом, к которой имеет смысл присмотреться при формировании своего инвестиционного портфеля.

Мало того, я думал сделать сразу два кредитных рейтинга в двух разных рейтинговых агентствах, но оказалось, что в РФ только у одного РА есть методология, позволяющая присваивать рейтинг ломбарду, никто кроме них не имеет право это делать. Именно поэтому мы получили кредитный рейтинг в РА «Эксперт».

Получается, вы рассматривали еще несколько вариантов агентств, но остановились именно на этом, потому что они единственные имеют методологию оценки?

— Да. Методология остальных требует согласования с Центробанком, а это занимает достаточно продолжительное время, поэтому мы были вынуждены обратиться в «Эксперт» РА. Но даже если бы у кого-то другого была такая методология, согласованная с Банком России, то мы, скорее всего, получили бы рейтинг и у них, и в «Эксперте».

У меня была идея показать инвесторам независимый взгляд с разных точек зрения. Первая — это аудит по международной системе финансовой отчетности, который показал, что у Мосгорломбарда интересные финансовые показатели по сравнению с другими участниками рынка. Вторая — рейтинговое агентство подтвердило платежеспособность Мосгорломбарда как эмитента ценных бумаг, и сейчас мы ведем активную работу с нашим организатором.



В ближайшее время сможем уже официально раскрыть его, после того как подпишем все необходимые документы. И, думаю, в этом году мы сделаем дебютный выпуск биржевых облигаций.

В инвестсообществе так и восприняли новость о получении вами рейтинга — уже начали делать условные ставки на то, когда же размещение. Пока реалистичным видится конец ноября — начало декабря. 

— Да, это реалистичные сроки, поскольку есть определенная процедура эмиссии биржевых бумаг, и мы не можем выйти за ее рамки.

У вас есть и самостоятельный опыт подготовки коммерческих облигаций. С биржевыми сложнее?

— Да. В любом случае организатор будет, мы это понимаем, сама биржа нам рекомендует. Если коммерческие облигации мы действительно выпустили силами нашего юридического департамента, то с биржевыми бумагами не все так просто. У нас будет и организатор, и андеррайтер. Биржевые облигации как инструмент для дальнейшего фондирования и развития Мосгорломбарда мы и дальше будем использовать, если стоимость капитала будет для нас приемлемой.

Сейчас конъюнктура на рынке такова, что уровень купонной ставки по биржевым облигациям позволяет нам развиваться и получать запланированный в стратегическом бизнес-плане доход. 

У вас есть программа по развитию, в которой говорится о том, что дополнительный капитал привлекается для заключения сделок M&A. На момент выпуска коммерческих облигаций у вас было 17 ломбардов в сети, к июню 20-го года уже 23 (приобретено еще 6 отделений). Сколько отделений насчитывается на сегодняшний день, и будет ли направлен планируемый выпуск биржевых облигаций на покупку новых отделений?

Мы действительно развиваемся достаточно быстрыми темпами. Вы верно заметили, в начале года было 17 отделений, а на текущий момент их уже 34. Мы удвоили количество объектов. Но мы их не приобрели, а открыли — с нуля в Москве. 



Сначала мы попробовали открыть несколько объектов, посмотрели, как они работают с учетом текущего давления внешней среды, увидели, что отделения вышли в операционный плюс гораздо раньше, чем мы планировали во внутренних бизнес-планах каждого объекта. Поэтому было принято решение о дальнейшем развитии. К концу года должно быть открыто 50 объектов, то есть компания увеличится почти в три раза.

Параллельно мы ведем диалог с действующими ломбардными сетями и небольшими ломбардами, но, с учетом ситуации текущего года, у многих бизнесменов, которые занимаются этой деятельностью, ломбарды были едва ли не единственным источником дохода. Все остальное было попросту закрыто.

На этом фоне ожидания собственников действующих ломбардов выросли в разы. Нам сейчас выгоднее открывать новые объекты самим, чем покупать за те деньги, которые они просят. Но, тем не менее, мы продолжаем вести переговоры, и, вероятно, с какого-то момента будем как покупать действующие, так и открывать новые объекты. Если смотреть немного дальше, то до конца следующего года должно быть уже сто Мосгорломбардов.

Это очень смелые планы по развитию, надеюсь, что все получится с привлечением инвестиций, и с их реализацией.

— Мы слышим со стороны очень много скептических высказываний, но мы засучили рукава и продолжаем двигаться, ни на кого не обращая внимание. При этом мы территориально располагаемся в одном регионе, и имеем возможность за час добраться до любого из наших объектов в Москве.

Поэтому с точки зрения логистики, контроля, безопасности, операционного управления и маркетинга наше расположение играет нам на руку при росте количества объектов — уменьшается стоимость привлечения клиентов, быстрее увеличивается их количество.

Идет очень серьезная, по нашим оценкам, оптимизация. Я и сам более семи лет занимался развитием различных розничных объектов и являюсь специалистом по коммерческой недвижимости. У нас очень хорошая команда по развитию — мы прекрасно понимаем, как это открыть, где открыть, и как это сделать быстро, с минимальными затратами. 

Еще вопрос: понимаем, что нет возможности сейчас это раскрывать, но ориентир по ставке будет намного ниже, чем есть по коммерческим облигациям?

— Я думаю, что для рынка это нормально, когда есть определенный спрэд между коммерческими и биржевыми бумагами. Мы надеемся на то, что к моменту эмиссии наших бумаг мы будем примерно в таком же коридоре находиться, но конечная ставка будет определена чуть ниже, чем у коммерческих бумаг.

В то же время мы понимаем, что это дебютный выпуск, что у инвесторов есть определенные опасения, связанные с единственным, до недавнего времени, участником из ломбардного сообщества на рынке капитала.

Мы видим, что появляются еще эмитенты, такие как Донской ломбард. Надо сказать, что с одним из его собственников я лично знаком. Мы не раз встречались, обсуждали много разных вопросов. Если сравнивать Донской Ломбард и нас, мы похожи. Это именно масс-маркет — несколько десятков отделений в Ростове и Ростовской области. Но у них уровень конкуренции немного выше, и ставки намного ниже с точки зрения доходности.

Если новые эмитенты из сектора ломбардов будут выходить на фондовый рынок, то мы это будем только приветствовать, главное — чтобы они были порядочными и декларировали только то, что есть на самом деле.



У нас, кстати, БДО Юникон, прежде чем начать сотрудничать, прямо после Нового года, второго января, выбрали несколько объектов и в присутствии нашей и их комиссий полностью просмотрели все залоги на предмет соответствия. Провели полную инвентаризацию нескольких филиалов, после этого сделали заключение, что Мосгорломбард заявляет только действительно то, что есть в портфеле.

По поводу планов на IPO, если мне не изменяет память, они были поставлены на 21-й год. Ничего не меняется, идете в рамках заявленной стратегии?

—22-й год — это реалистично. Мы понимаем, что в следующем году еще не будем готовы к тому, чтобы соблюсти все требования биржи и вырасти до того уровня, чтобы инвесторы воспринимали нас всерьез. К этому времени у нас должно быть уже 200 объектов и определенный портфель.

Когда пройдет второй раунд привлечения инвестиций, мы начнем работать над приобретением средних ломбардных сетей. Думаю, что к моменту выхода на IPO мы с ними договоримся. Но даже если этого не произойдет, мы все равно сможем выполнить намеченные планы за счет открытия новых объектов. Сейчас мы нацелены на Московскую биржу, но по мере движения в сторону IPO это не обязательно должна быть именно она. Есть альтернативные механизмы.

Сейчас IPO на Мосбирже — приоритетный, но не единственно возможный инструмент для привлечения капитала. К тому моменту, когда мы будем принимать окончательное решение по этому вопросу, мы определимся.

По мере движения в этом направлении мы будем делать дополнительные эмиссии по закрытой подписке привилегированных и обыкновенных акций. Эти ресурсы также будут направлены на развитие, а также снижение средневзвешенной стоимости капитала.
Биржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner