«Люксор» снимает вывески: почему сеть кинотеатров терпит убытки?
Прокатная киносеть «Люксор» за год потеряла 16 кинотеатров из 21. Такие данные приводит «Невафильм Research» в своем последнем исследовании. По мнению экспертов рынка, владельцы еще недавно считавшейся крупной сети недооценили риски — привлекали кредитные средства, вкладывались в кинопроизводство и портили отношения с дистрибьюторами.

Фото: «Люксор»

Выдержки из отчета публикует сегодня РБК.

По данным «Невафильм Research», компания, начавшая развивать бренд в 1998 году, достигла пика в 2016 — тогда количество залов в кинотеатрах под вывеской «Люксор» равнялось 159 шт. По сравнению с 2008 годом это пятикратный рост. Если оценивать количество самих киноцентров, то их за тот же период стало больше почти в три раза — с 8 их число увеличилось до 23. А потом — резкое падение.

Если 2017 год «Люксор» завершил на шестом месте по объему сети, оперируя 147 залами, то в январе 2019 года их осталось только 42. Причем три кинотеатра потеряные безвозвратно, они попросту закрыты, а тринадцать — сменили вывески. Оставшиеся пять тоже уже попали в фокус зрения конкурентов, по слухам, ими интересуется объединенная сеть «Синемапарк»-«Формула кино».

По мнению коллег по рынку, проблемы для сети создали собственники, вдохновленные ростом отечественного бокс-офиса. За последние 10 лет выручка кинопрокатчиков увеличилась в два с половиной раза, однако причина тут не в развитии рынка, а в росте цен на билеты — в те самые 2,5 раза. Однако Евгений Ленский и Игорь Добровольский верили в недоиспользованный потенциал и активно привлекали заёмные средства для развития компании, причем не только в российских, но и в зарубежных банках. И с конца 2014 года, когда обвалился рубль и были отрезаны возможности перекредитоваться, «Люксор» начал испытывать финансовые проблемы. Тогда же напряглись отношения кинопрокатчика с дистрибьюторами — компания перестала вовремя и в полной мере рассчитываться за фильмы, в результате, потеряла возможности демонстрировать на своих экранах самые популярные ленты. По логике эффекта домино, это обвалило и выручку. 

АО «Синемаменеджмент», основная компания сети, в 2015 году впервые получила убыток почти 112 миллионов рублей. И хотя в последние два года удалось сократить убыток, выручка продолжала падать: 925,7 миллиона рублей в 2017 году — 831,5 миллиона в 2016 — 820,5 млн рублей в 2017 году. 

Подорвало финансовое благополучие и желание владельцев «Люксора» стать кинопродюсерами — они профинансировали три полнометражных проекта, но два из них в прокате провалились, а «Фиксики. Большой секрет» сумел принести вдвое больше, чем было потрачено на производство (418 миллионов рублей).

А дистрибьюторы потянулись в суд с исками о взыскании задолженности. Так, приводит пример РБК, «Централ Партнершип» требовала погасить 5,3 миллионов за прокат «Черепашек Ниндзя», «Экипажа» и других картин. Это судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. Но остальные — нет.

Претензии предъявляли и арендодатели, как сочинский ТЦ «МореМолл», которому «Люксор» был должен 35,5 млн рублей — суд удовлетворил иск. А банки-кредиторы, российский «МТС-Банк» и латвийский «Риетуму» добились введения процедуры реструктуризации в отношении совладельцев сети. До этого «МТС-Банк» обанкротил одну из компаний ООО «Кинолюкс». В «Синемаменеджмент» введено внешнее наблюдение.


Индустрия развлечений
Прокатная компания ФОРМУЛА КИНО
Внебиржевые компании

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner