Игорь Головня: каждый нефтетрейдер должен иметь свои преимущества
11 марта состоялась онлайн-конференция с участием генерального директора ООО «Юнисервис Капитал» Алексея Антипина, генерального директора и собственника ООО ТК «Нафтатранс плюс» Игоря Головни, а также финансового директора компании Нины Хариной.

В рамках прямого эфира Алексей Антипин рассказал о целях предстоящего размещения «Нафтатранс плюс»:

«Ключевые даты выпуска облигаций пока не определены, ориентировочно — это конец второй, начало третьей декады марта. Цель привлечения инвестиций третьего выпуска — оптимизация долговой нагрузки путем замещения краткосрочного банковского кредита более долгосрочным облигационным займом. Поскольку долговая нагрузка компании останется на прежнем уровне, поручительства по этому выпуску не предусмотрено».



Транспортная компания «Нафтатранс плюс» была основана в 2007 году и поначалу в своей операционной деятельности реализовывала модель классического нефтетрейдинга, но в последствии совместно с партнерскими компаниями начала осваивать новые направления бизнеса.

Сегодня у нее более 300 клиентов из различных отраслей. Товар реализуется в том числе благодаря партнерам, в собственности которых большой автопарк — более 250 единиц техники. Часть из них обслуживает московских клиентов, другая — работает в Новосибирске. Также действует 15 АЗС в Новосибирске под собственным брендом NAFTA24 и по франшизе «Лукойл» и Shell.

Финансовый директор Нина Харина рассказала о деятельности «Нафтатранс плюс»:

«Чистый трейдинг в компании занимает порядка 30% — это операции с большими оборотами и низкой маржинальностью. Но еще один существенный блок — реализация готовой продукции. Мы закупаем сырье, отдаем на переработку и получаем готовую продукцию, реализация которой дает более высокую маржинальность, основная доходность сконцентрирована именно здесь».



Одним из ключевых стратегических направлений развития бизнеса на ближайшие 2-3 года являются транспортные услуги — для их осуществления партнеры компании увеличат автопарк до 500 единиц, не только за счет бензовозов и мазутовозов, но также за счет рефрижераторных грузовиков и специализированной техники для транспортировки опасных грузов.

Второе направление развития бизнеса — усиление трейдинговых позиций в Москве и ЦФО. Здесь у компании уже сформирована собственная база. Впрочем, о конкуренции с ВИНКами (Вертикально-интегрированные нефтяные компании) речи не идет. «Нафтатранс плюс» оказывает крупным нефтяным компаниям услуги транспортировки, а также намеревается занять смежную нишу по реализации технологического топлива, битума, мазута.

К слову, компания не ограничивается только двумя регионами. Она работает также в Йошкар-Оле и Краснодаре, где обслуживает местные сети АЗС Татнефти, Газпром нефти и Shell.

Третий вектор — расширение сети АЗС в Новосибирске до 18-ти единиц и улучшение качества обслуживания на них. Станции будут работать под собственным брендом NAFTA 24 (классические АЗС, порядка 8 штук) и под брендом концерна Shell (премиальные АЗС, порядка 10 штук), с которым у компании сложились крепкие партнерские отношения по совместному развитию розничной сети.

Сейчас «Нафтатранс плюс» готовит к подписанию договор о солокаторстве (симбиозе брендов) с одной из сибирских фуд-сетей по примеру сотрудничества Shell со Starbucks и Макдональдс в центральной части России.

Кроме того, планируется еще несколько нововведений, которые, по ожиданиям руководства, порадуют клиентов: весной этого года в планах запустить первую автоматическую бесконтактную автомойку, а также на одной из заправок NAFTA24 и Shell установить зарядки для электромобилей.

В разговоре с инвесторами Игорь Головня отметил особенности отрасли, в которой работает его компания:

«Нефтетрейдинг состоит из двух частей — из собственных оборотных средств, поскольку высок порог входа, а также из уникальности. Каждый нефтетрейдер должен иметь свои преимущества, осуществляя капитальные вложения в инфраструктуру — нефтебазы, транспорт и так далее, что позволяет получать дополнительную маржу».



Основным риском для компаний, задействованных в данном сегменте, Игорь Головня назвал снижение маржинальности, так как этот рынок в принципе характеризуется высоким уровнем волатильности. «Нафтатранс плюс» хеджирует данный риск, продавая товар, приобретенный по высокой цене, через сеть партнерских АЗС. В критических случаях это хоть и не приносит высокого дохода, но помогает избежать убытков.

В разгар пандемии (март-май 2020г.) наблюдалось снижение объемов реализации топлива, и, как следствие, уменьшение заказов на его перевозку. В частности, в Москве транспортировка ГСМ снизилась на 10-15%. Более серьезного оттока заказов удалось избежать за счет сотрудничества с организациями ЖКХ, сделки с которыми имеют невысокую маржинальность, зато отличаются стабильностью. В Новосибирске снижение заказов было не таким заметным, поскольку у компании в родном регионе имеется обширный пул предприятий-клиентов с безостановочным циклом.

В этот непростой период снижение мировых цен на нефтепродукты позволило компании сформировать более дешевые запасы и сохранить доходность на приемлемом уровне.

Напомним, что совсем недавно компания получила кредитный рейтинг на уровне В-|ru|. Неплохой результат, если учесть, что «Нафтатранс» не проводил предварительной подготовки. Данный опыт позволил получить правдивый взгляд на бизнес со стороны, сделать выводы и наметить пути оптимизации работы, в частности, по снижению долговой нагрузки, увеличению маржинальности, переходу на МСФО, повышению прозрачности корпоративного управления.

Запись прямого эфира доступна по ссылке.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner