«Китайцы не ждут стабильности поставок — они начинают подделывать»
V Сибирский экономический форум работает на площадке Новосибирского экспоцентра. Сегодня у участников и гостей насыщенная программа: мастер-класс от американского практика переговоров Пола Кэрола, а также сессии на темы экспорта и импорта, новелл в налоговом законодательстве, инвестиций. Завершится форум масштабной форсайт-сессией «Как не «умереть» в постоянно изменяющихся внешних условиях?»

Фото: Новосибирск Экспоцентр

Тон разговору в течение двух дней задали спикеры первой панельной дискуссии, которая прошла 22 ноября. Эксперты из школы бизнеса «Сколково», Российского экспортного центра, ВШБ МГУ, ИД «Коммерсантъ», а также непосредственные практики работы с азиатскими рынками очертили ситуацию, которая сложилась в отношениях русского бизнеса с партнерами из Китая, Индии, Японии, Тайланда и Вьетнама. Цифры и факты, озвученные с президиума, освежили восприятие, словно холодный душ. 
 

Тезис первый и, пожалуй, главный: не Китаем единым жива Азия


Китайский рынок, безусловно, огромен и очень заманчив, и денег на нем много. Одна только провинция Гуандун, представители которой прибыли на СЭФ-2018, имеет ВВП в годовом исчислении больше, чем валовый продукт всей России. В то же время, средняя зарплата в Китае обогнала среднемосковскую, а это значит, что от представления о китайцах как о бедной нации надо избавляться, и поскорее. Как и от иллюзии, что полуторамиллиардный спрос способен переварить что угодно.

«Конкурируя за потребителя в Китае, мы конкурируем не регион с регионом, не продукт с продуктом, а со всем миром, — заявил Валерий Кайгородов, руководитель Центра поддержки и защиты экспортеров в Российско-Китайской палате. — Каждый, кто выходит на этот рынок, сразу же погружается в конкурентное поле ведущих мировых брендов. Западные компании занимают все ниши, они пришли давно и задали определенные стандарты к качеству, к ритмичности поставок — китайцы не станут ждать, пока все наладится, они начинают подделывать. И тем самым роняют российские бренды в глазах потребителя».

sef2-231118.JPG

Успешные кейсы, безусловно, есть, но их мало, и сам успех оказался непредсказуемым. Например, она из марок конфет холдинга «КДВ» Дениса Штенгелова, внезапно "выстрелила": сейчас продажи «Кроканта»  приносят компании $8 млн в месяц. Популярность бренда растет - он уже в тройке лидеров  на крупнейшей продуктовой онлайн-площадкеTi-Mall.  Причина, как ни странно, в правильной цветовой гамме обертке: сине-фиолетовой, именно такие "фантики" в Китае разбрасывают на свадьбах. Так же эксперты напомнили об истории производителя зубной пасты Splat, которому выйти на соседний рынок помогло участие крупнейшей международной консалтинговой компании. 

Основная  причина неудач на китайском рынке, единодушно признали эксперты, заключается в том, что мы до сих пор ничего о нем не знаем. Еще меньше — о других странах Азии, которые куда более восприимчивы к российскому экспорту. 



Директор института исследования развивающихся рынков БШ Сколково Алексей Калинин констатировал: Индии как направления внешнеэкономической деятельности в картине мира российских малых и средних бизнесменов нет вообще. А между тем там миллиард двести потребителей. Да, они намного беднее китайцев, однако практически все трудоустроены — безработица в стране всего 4%, люди работают на производствах (автомобильных, фармацевтических заводах), в IT-компаниях. При этом экономика Индии не такая самодостаточная, как у Поднебесной: индусы нуждаются в энергоносителях, вооружении, удобрениях, продовольственном сырье, а также в импорте услуг. Так, в местных вузах конкурс достигает 10 тысяч человек на место, а потому российские университеты могли бы преуспеть в этой нише. 

На замечание коллег о том, что неплохо обратить внимание и на «небольшой рынок Вьетнама», мгновенно отреагировала Регина Бударина, зампредседателя Общества российско-вьетнамской дружбы: «А кто вам сказал, что он небольшой? Вообще-то там проживает 95 миллионов человек. Из них полмиллиона — выпускники советских и российских вузов. А значит, есть существенный ресурс лояльности к России и русскому бизнесу».

По ее словам, Вьетнам — прекрасная площадка для начала работы с Азией. Стране нужны зерновые — фуражной пшеницы, кукурузы, сои, ячменя в этом году завезли втрое больше, чем в 2017-м. Вторичный полиэтилен, медицинское оборудование, минеральные удобрения, на всё это есть постоянный спрос. Однако вьетнамцы предъявляют высокие требования к качеству и безопасности товаров, а потому остро стоит вопрос разницы в стандартах сертификации. И пока он не решен на государственном уровне, проходить эти круги ада предпринимателям придется самим — при поддержке центров содействия. 

sef1-231118.JPG

Экономика Тайланда тоже пока благоволит к активной внешэкономдеятельности россиян. По словам представителя российско-тайского предприятия, «продать получается всё, даже пельмени». Однако это подчас становится ловушкой для наших предпринимателей: стратегия продавать русским туристам и дауншифтерам русские продукты в стране, куда те приехали за экзотикой, обычно приводит к печальному итогу.
Что же касается Японии, то  эта загадочная страна требует особого подхода. Эксперт высшей школы бизнеса МГУ Сергей Шапошников привел в пример кейс отечественного производителя косметики: «С точки зрения состава и качества, он угадал. Но просчитался с упаковкой. В результате, три года заходил, год проработал и был вынужден уйти с этого рынка».

Но самое главное, в чем сошлись все эксперты - нас  не знают. Насчет того, что такое Россия, на что она способна, какие товары и какое качество она может предоставить - азиатские партнеры пребывают в неведении. Ни образа ни российкого бизнеса, ни российского продукта нет, и это на фоне устойчивых образов стран Европы и Америки. Усилия государства в этом направлении минимальны, а следовательно, предпринимателям придется эту целину распахивать своими силами.


Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner