«Финам» отключил комиссию для сделок в мобильном приложении
Один из крупнейших розничных брокеров — «Финам» — предложит новым клиентам тариф, исключающий комиссию при совершении операций на фондовом рынке через мобильное приложение. Взимание комиссии за обороты является частью традиционной модели брокерского бизнеса, однако в «Финаме» полагают, что его доходность смогут поддерживать за счет других услуг, например маржинального кредитования.

«Финам» в начале декабря запустит сервис FreeTrade — тарифный план, полностью освобожденный от брокерской комиссии, сообщили «Ъ» представители компании. Услуга будет предоставляться клиентам, открывшим новые счета в «Финаме» удаленно и совершающим операции на российском фондовом рынке через мобильное приложение. На текущий момент комиссия составляет в среднем 0,02% от оборота. Отменяются также фиксированные платежи (абонентская плата — в пределах 200 руб. в месяц и оплата за исполнение поручения — около 40 руб.). При этом остается платеж за депозитарные услуги (0,01% от оборота и 177 руб. в месяц), если по счету совершаются движения.

По словам президента ГК «Финам» Владислава Кочеткова, такое решение связано с желанием значительно расширить клиентскую базу. 

«Наш опыт говорит о том, что российские клиенты чувствительны к комиссиям: дополнительные 200–300 руб. со счета являются для них негативным фактором»,— отмечает господин Кочетков.


В «Финаме» полагают, что новая услуга привлечет в первый месяц после запуска более 3 тыс. новых пользователей.

Отмена брокерской комиссии — нестандартное решение для брокерского бизнеса, традиционно зарабатывающего именно на клиентских оборотах. По данным «Финама», в структуре выручки его комиссионные, получаемые за мобильные операции, составляют 14% и 31% в комиссионном доходе в целом. Абсолютный объем комиссионного дохода там не раскрывают.

Господин Кочетков отмечает, что брокер рассчитывает на увеличение дохода компании за счет роста маржинального кредитования, а также за счет комиссий на срочном рынке и на рынке американских акций. «Новый тариф наиболее выгоден для клиентов, которые совершают большое количество сделок, в том числе малыми лотами, и не используют маржинальное кредитование»,— говорит он. По мнению руководителя департамента финансовых рейтингов НРА Карины Артемьевой, в данном случае можно говорить о «заработке на масштабах», поскольку, согласно закону больших чисел, бизнес-затраты на обслуживание клиентской базы не будут увеличиваться пропорционально ее росту.


Резерв для наращивания клиентской базы действительно есть, с начала 2018 года пул активных инвесторов Московской биржи прирос на без малого 47%. Однако «Финам» не оказал существенного влияния на этот рывок — в основном, его обеспечили Сбербанк (+76% к своей базе) и Тинькофф, который стартовал с абсолютного нуля в январе и к концу октября обзавелся 23 426 клиентами. У «Финама» 22 569, однако его прирост за 10 месяцев всего 9% — как говорится, почувствуйте разницу.

Впрочем, все брокеры-старожилы показали сдержанную динамику: у БКС +17%, у Открытия + 19,4%. Если же говорить о том, сколько денег принесли в рынок клиенты, то тут безоговорочное лидерство у БКС с оборотом 616,6 миллиардов рублей (почти двукратный рост в течение года). Далее следуют Сбербанк и брокерское подразделение ВТБ, у «Финама» — четвертое место со 126,8 миллиарда. Локомотив количественного роста Тинькофф привнес в этот пирог всего 7,2 миллиарда рублей. Но лиха беда начало.

Конкуренты «Финама» пока  не готовы отказываться от комиссионных доходов. По словам директора департамента брокерского обслуживания Промсвязьбанка Михаила Молчанова, сейчас размер комиссии брокера в России и так незначительный: он составляет около 0,001–0,08% (против 1–2% в начале 2000-х годов). Он уверен, что в основном ни у кого из старожилов индустрии нет планов по добровольному отказу от комиссий.

Коммерческий директор ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Прокопьев в полностью бесплатную модель брокерского обслуживания не верит: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому в этом случае брокер, возможно, собирается «нагнать» клиентов в мобильное приложение, сэкономив на рекламных расходах, и в дальнейшем обязательно введет тарифы».

В Сбербанке сообщили, что финальных решений по серьезным изменениям в тарифной сетке пока не принималось. В то же время в «ВТБ Капитал Инвестиции», по словам главного исполнительного директора компании Владимира Потапова, вариант отмены брокерской комиссии рассматривается, хотя доля комиссионных доходов составляет примерно половину всех доходов брокера. «Пока склоняемся к стратегии повышения уровня сервиса и удобства в качестве основного инструмента привлечения и удержания клиента»,— сказал господин Потапов.

В компании БКС на запрос «Ъ» не ответили, в «Тинькофф Инвестициях» и «Открытии Брокер» отказались от комментариев.

По словам господина Кочеткова, компания отдает себе отчет, что такое решение может вызвать вопросы у антимонопольщиков. Это отмечает и господин Прокопьев, считая, что freemium-модель может быть стратегически оправданна для крупного брокера, но в целом для отрасли «очень вредна». В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сообщили, что не имеют информации о действиях «Финама». В случае получения информации служба «проанализирует возможность влияния изменения тарифов на конкурентную среду данного рынка».

По материалам Коммерсантъ





Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner