«Задачка о снижении госдолга» или «О запуске стагнирующей экономики в 3-х частях»
Иногда чтобы понять, что происходит сегодня, достаточно заглянуть в далекое, почти забытое «вчера». Аналитики Boomin предлагают вам решить непростую экономическую задачку.

Ответ на Задачу № 1:

  • Обменять менее ликвидные активы граждан на более ликвидные.
  • Показать рост благосостояния через номинальный рост активов граждан (например, фондовый рынок).
  • За счет роста активов, в том числе государственных, обеспечить снижение госдолга.


Ничего не напоминает?

Именно это провернул во Франции легендарный Джон Ло в 1716-1720 годах. Единственное отличие от сегодняшних экономик крупнейших стран — почему пирамида «схлопнулась» за три года, а не держалась десятилетиями — это отсутствие широкого круга финансовых инструментов. Но обо всем по порядку.


Часть 1. Выменять активы на бумажки

Деньги несколько веков назад обычно делались из драгоценных металлов, чтобы подчеркнуть их ценность. Но драгметаллы — ограниченный ресурс, поэтому зачастую короли начинали снижать их долю в монетах, когда деньги были нужны на многочисленные войны. В результате люди стремились сохранить «старые» деньги и не брать новые, драгметалл с которых быстро слезал. Это в свою очередь снижало скорость обращения денег и экономическую активность.

Когда Джон Ло начинал свою реформу во Франции, он воспользовался тем, что госдолг был крайне велик — 1 млрд ливров при доходах бюджета 140 млн.

Инвесторы готовы были покупать госдолг по 30% от номинала. Джон Ло же сказал, что выкупит по номиналу, но за свои банкноты.

Частный банк ему разрешил открыть король, а также обеспечил возможность оплаты налогов этими банкнотами. Также банк стал раздавать кредиты под 3% годовых (в своих банкнотах), тогда как рыночная ставка была не ниже 8%. Все это обеспечило высокий спрос на бумажные деньги. Маховик был запущен, экономика ожила.


Часть 2. Снижение госдолга

Пока ничего значимого в экономических процессах не произошло, но и госдолг не сократился. После того, как экономика ожила, и план начал работать, банк сделали государственным. В активах у банка были выкупленные монеты с драгсодержанием и выданные кредиты. В обязательствах — банкноты и депозиты граждан.

Чтобы запустить процесс снижения госдолга, Джон Ло придумал следующий план. У одного из французов забрали земли в США — в районе Миссисипи — за долг по налоговым платежам. И основали компанию, куда внесли эти активы. Смысл был в том, что заморские земли были богаты драгметаллами, а кроме того требовалась активная торговля. В дополнение были организованы торговые компании с Азией и Индией. В общем, вся зарубежная торговля была монополизирована вновь созданной компанией. И чтобы рассчитаться с долгами, нужно было выпустить в обращение акций этой компании и поднять ее стоимость.

Помимо активной рекламной кампании Джон Ло фактически придумал фьючерсы: при размещении можно было заплатить лишь 10% от стоимости акций, а остальное — в течение 30 дней.

В результате люди активно приобретали бумаги, которые потом продавали на вторичном рынке, но уже существенно дороже — маркетинг был в действии. При номинальной цене в 500 ливров после размещения их стоимость выросла сразу до 650.

Компания привлекла 25 млн ливров, которые должны были быть направлены на строительство кораблей и развитие территории в США. Там даже основали город — Новый Орлеан — в честь герцога Орлеанского, который и обеспечил Джону Ло реализацию этого проекта, сумев убедить в его перспективности короля.


Часть 3. Пирамида

В течение года цена акций выросла до рекордных 11 000 ливров! Этому способствовало и активное кредитование — фактически люди брали кредиты по незначительные проценты и покупали на них акции. По акциям обещали дивиденды в 200 ливров.

Король вышел из акций и погасил свой долг по цене 9 000 (продавал с дисконтом на пике в 11 000) — всего продал 100 000 акций. Однако не он один захотел зафиксировать прибыль.

И вот тогда пирамида обрушилась: в обращении было слишком много денег, и они были никому не нужны — куда их вкладывать неизвестно.

Торговая компания оказалась токсичной, прибыли не было, дивиденды выплачивались из эмиссии нового капитала.


Почему же Япония, США и ряд других стран при таком же катастрофическом уровне долга и монетарной базы до сих пор живут?

Одно из самых главных отличий — сейчас на фондовом рынке даже не один десяток, а сотни и тысячи таких «миссисипских» компаний. И их ряды ширятся.

Вот буквально на днях Coinbase провел IPO с оценкой $100 млрд при максимуме годовой выручки $5,2 млрд. И в первый же день цена выросла на 12%!

То есть напечатанные деньги есть куда вкладывать — спрос на них есть.


И что же дальше?

Теоретически есть два сценария: 

  • «японский» — стагнация,
  • «кризисный» — по типу краха доткомов в 2000-х или ипотечного кризиса в 2007-м, когда вдруг «коллективное сознательное» прозревало относительно токсичности тех или иных значимых активов.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner
banner