Оружие, наркотики… фармпрепараты
Кто может составить конкуренцию производителям наркотиков и оружия? По рентабельности продаж и объемам рынка — пожалуй, разве что фармпроизводители. Самое удивительное то, что развиваются компании этой отрасли исключительно на средства собственного капитала и прибыли. Даже банковские кредитные линии в этом сегменте — редкость. А если говорить о публичном капитале, то он фармпроизводителям, как выясняется, и вовсе не нужен. Как же так? Почему остальным предприятиям, даже относящимся к госсектору, займы нужны, как воздух, а весьма затратные производства, завязанные на научные разработки, внедрение, долгоиграющие испытания могут себе позволить «жить по средствам»?

Фото: pxhere.ru


Хроника биржевой фармацевтики

Несмотря на большое количество фармзаводов в России, публичных среди них было только два — «Фармстандарт» и «Отисифарм». Было — потому что на бирже они присутствовали совсем недолго. 

«Фармстандарт» основан в 2003 году компанией «Профит-хаус» (структурой Millhouse Capital, управлявшей активами Романа Абрамовича). В 2006 году «Фармстандарт» купил компанию «Мастерлек», в активах которой было 15 известных брендов. В частности, были получены права на «Арбидол», «Амиксин» и «Флюкостат». Также компания запустила в производство ещё несколько высокотехнологичных препаратов: первый в России гормон роста «Растан», разработанный в Институте биоорганической химии, и генно-инженерный инсулин человека «Биосулин». 

  С 2007 года «Фармстандарт» активно работает с иностранными партнерами: так, на «Томскхимфарме» совместно с Solvay Pharma (Франция) начато производство препаратов «ИРС19» и «Имудон». В 2008 году «Фармстандарт» заключил договор с латвийским предприятием «Гриндекс» (Латвия) по эксклюзивной дистрибуции и продвижению препарата «Милдронат», осваивает выпуск «Афобазола», внедряет в производство генно-инженерный препарат «Нейпомакс».

На данный момент «Фармстандарт» — крупнейший российский производитель инсулина. Мощностей компании хватило бы, чтобы обеспечить 100 % потребности россиян в этом препарате, но по каким-то причинам до сих пор большую часть инсулина Россия импортирует из-за рубежа.

На бирже с 2006 по 2017 годы с небольшим перерывом торговались обыкновенные именные акции этого фармацевтического гиганта. Сейчас в частных инвестициях компания, очевидно, не нуждается. 

Второй эмитент — ПАО «Отисифарм»,  крупнейшая с точки зрения объемов продаж компания на российском рынке безрецептурных препаратов. Исторически это плоть от плоти «Фармстандарта»: компания была образована 27 сентября 2013 года в результате выделения из его структуры безрецептурного бизнеса. Через год с небольшим, в декабре 2014 года акции «Отисифарм» были допущены к торгам на Московской бирже. Расчётная цена составляла 275 рублей за одну акцию.

Таким образом, две «родственные» компании выходили на рынок только с акционерным заимствованием. Спустя несколько лет после выхода на рынок, компании вновь стали непубличными, выкупив акции у миноритарных владельцев

Что касается долгового рынка, то также лишь 2 завода-производителя привлекали финансирование через облигационные займы. 
«Натур Продукт» (компания, с 2004 года принадлежащая «Ренове» Вексельберга, сегодня входит в состав международной группы Valeant Pharmaceuticals International) выпустила два облигационных займа на 1 млрд и 900 млн рублей в 2006-2009 году, которые уже погашены. А также компания «Фармпрепарат», которая выпустила облигации на сумму 23 млн рублей в 2009 году и уже их погасила. Основной разработкой компании является линейка продуктов под брендом «Стелланин».


Оазис непрерывного роста

Причины такого финансового благополучия кроются в специфике рынка. По сути, при грамотном подходе, компании этой отрасли находятся в оазисе, который позволяет расти даже на фоне кризисов, падения курса рубля и реальных доходов населения. Причем рост этот как не только относительный, но и абсолютный. 

Так, в 2018 году с января по сентябрь объем фармацевтического рынка достиг 927 млрд рублей и 4,1 млрд упаковок, что по отношению к аналогичному периоду 2017 года на 8% больше в денежном и на 8% в натуральном.

фармацевтический рынок
Розничный коммерческий рынок по объему в рублях в сентябре 2018 года занял 71,6%, а по итогам периода с января по сентябрь 2018 года 71,1%. В сентябре доля лекарственных средств, подлежащих рецептурному отпуску, в денежном выражении достигла 59,4% и 42,9% в натуральном. Иностранные лекарственные препараты по итогам девятого месяца заняли 62,7% рынка по объему в рублях и 38,1% в упаковках.

фармацевтический рынок

Посчитаем аптеки: по итогам сентября 2018 года количество аптечных учреждений в России превысило 65,6 тысяч, что по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года выше на 4%. Объем выручки за тот же период составил 102,4 млрд рублей (+6%), а средняя выручка на одну аптеку 1 627 тысяч рублей (+2%).

график - 03.png

Лидером аптечных продаж в сентябре стал противовирусный препарат «Ингавирин», продемонстрировавший максимальный прирост (+57%) по отношению к сентябрю прошлого года. Вторую строчку рейтинга занял «Мирамистин» от «Инфамед» с долей на розничном фармацевтическом рынке 0,82% и приростом +13%. На третьем месте — бренд «Нурофен» с долей 0,81%.

Биологически Активные и Доходные

Более 50 млрд рублей приходится на рынок БАД. Объём российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в сентябре 2018 г. прибавил 4,7% относительно августа и составил 4,2 млрд руб. В натуральном выражении объём аптечного рынка БАД в девятом месяце 2018 г. вырос на 2,6% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 25,3 млн упаковок.

Сентябрьский ТОП-3 производителей БАД занимает 25,1% рынка в стоимостном выражении и состоит из компаний «Эвалар» (13,8%), Pharma-Med (6,1%) и Solgar Vitamin And Herb (5,2%).

график - 04.png

Как раз здесь, на рынке БАД доминируют российские производители соотношение отечественных продаж 58% стоимостного и 81% натурального объемов против импортного. 

Но и в целом, аптечный рынок БАД за последние несколько лет заметно изменился. И в первую очередь — по структуре потребления. Наиболее востребованными становятся БАД среднего ценового сегмента в «терапевтических» группах: витамины, успокаивающие, слабительные, недорогие чаи. А вот популярные ранее средства для похудения, БАД для мужского здоровья теряют в объёмах продаж, и существенно. Отдельное влияние оказывает и тот фактор, что продавать БАД могут не только аптеки, но и любые торговые организации, имеющие лицензию на торговлю пищевыми продуктами. Продуктовые сети активно развивают отделы по продаже товаров для здоровья, к которым и относятся БАД. Все это негативно сказывается на динамике аптечных продаж БАД, но на развитии фармпроизводств в целом — позитивно.

Все известные фарм-производители показывают высокую рентабельность и хорошие показатели роста выручки

Например, новосибирский производитель «Вектор Бэст». При выручке более 3,3 млрд рублей имеет валовую рентабельность 45%, чистую — 20%, при этом финансовый долг отсутствует вовсе. Собственный капитал компании — 4,2 млрд рублей.

 2014  2015 2016 2017
Валюта баланса      2 743 274       3 311 710 3 828 769 4 359 522
Основные средства         677 727       1 016 099 1 394 744 1 650 052
Собственный капитал      2 572 732       3 109 213 3 680 262 4 202 597
Запасы         297 937          466 055    505 816    562 162
Дебиторская задолженность        144 529 160 416  174 652  187 105 
Кредиторская задолженность  155 511  183 873        138 164 145 047 
Финансовый долг     0     0     0     0    
         
Выручка  2 452 821  2 675 776  3 130 139  3 383 131 
Валовая прибыль  1 208 802  1 223 191  1 407 687  1 549 107 
Операционная прибыль        684 035       617 384 706 975  698 702 
Чистая прибыль        618 131       601 481 646 049  607 335 
         
Валовая рентабельность  49,3%        45,7% 45,0%  45,8% 
Операционная рентабельность  27,9%  23,1%  22,6%  20,7% 
Рентабельность по чистой прибыли  25,2%        22,5% 20,6%  18,0% 

Один из крупнейших в России производителей БАД алтайская компания «Эвалар» также показывает чистую рентабельность около 20%, а валовую — почти 80%! И это при выручке головной компании более 8 млрд рублей. При этом финансовый долг почти отсутствует — менее 200 млн рублей, что покрывается за несколько месяцев из чистой прибыли. К слову, собственный капитал компании более 14 млрд рублей.


2014       2015 2016 2017
Валюта баланса 11 513 759  13 842 359  14 650 202 15 376 156
Основные средства 1 695 523  1 662 089  1 675 986 2 053 466
Собственный капитал 10 032 398  12 828 906  13 421 427 14 109 278
Запасы  621 733  819 270        948 536 1 036 109 
  Дебиторская задолженность 3 120 817        2 410 582 3 679 104  3 729 393 
 Кредиторская задолженность 772 256  768 477  1 011 277  1 033 622 
 Финансовый долг  676 350  231 163  198 300  193 244 
долгосрочный  676 350  231 163   198 300   193 244 
  краткосрочный 0     0     0     0    
         
Выручка  7 035 638  6 322 966  7 955 889  8 122 372 
Валовая прибыль  5 538 878  4 609 125  5 982 513  6 264 035 
EBITDA  3 945 076  3 268 120  1 160 920  1 857 923 
Чистая прибыль  3 231 304        2 796 630 1 092 985  1 560 661 
         
Долг / Выручка  0,10  0,04  0,02  0,02 
Долг / Капитал  0,07  0,02  0,01  0,01 
Долг / EBITDA  0,00        0,07 0,17  0,10 
         
Валовая рентабельность  78,7%  72,9%  75,2%  77,1% 
Рентабельность по EBITDA  56,1%  51,7%  14,6%  22,9% 
Рентабельность по чистой прибыли  45,9%  44,2%  13,7%  19,2% 

Возникает резонный вопрос: быть может компании, которые привлекают инвестиции, особенно беззалоговые с облигационного рынка, на самом деле, «не от хорошей жизни» это делают? Было бы всё у все так же хорошо, как у производителей мед препаратов, и остальным бы долговые инвестиции не потребовались?

Малые инвестиции как раз направлены под конкретный бизнес-план с прозрачной программой возврата и для многих начинающих растущих компаний являются необходимыми для быстрого старта. Как это было с «Фармстандартом» или «Отисифарм», которые в начале своего развития привлекли недешевый акционерный капитал, но затем, накопив прибыль, отказались от внешнего финансирования.

Но далеко не все рынки такие высокомаржинальные и объемные. Многие, в силу своей специфики, требуют большого оборотного капитала для финансирования продаж, а значит и долгового финансирования.

Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner