Один процент для ритейла. Прогноз от Moody's
Продажи в продуктовой рознице если и вырастут в этом году, то не более, чем на 1%. Такой неутешительный прогноз опубликовало накануне агентство Moody's. Виной тому - налоговые новеллы, принятые в 2018 году, и продолжающееся падение доходов россиян.

Фото: Pixabay.com

Данные отчета аналитиков Moody’s публикует сегодня РБК

Согласно документу, специалисты агентства не верят в то, что падение доходов в этом году удастся остановить — они полагают, роста благосостояния не стоит ждать еще год-полтора. Кроме роста НДС, который уже отразился на отпускных ценах в магазинах, в пользу этого прогноза говорят девальвация рубля, также рост закредитованности населения. Поэтому чувствительность покупателей к ценам будет только усиливаться. В 2018 году рост розничных продаж в сопоставимых ценах составил всего 1,6%, а в наступившем он еще больше притормозит — до 1 процента. 

Высокая доля промо уже оказывает серьезное давление на рентабельность сетей. Посему владельцам придется «изобретать велосипед», чтобы развивать бизнес и выплачивать дивиденды акционерам. 

Аналитики Moody’s предсказывают рост продовольственной инфляции до уровня потребительской, что окажет позитивное влияние на рынок. Ритейлеры до сих пор не могли увеличивать прибыльность, так как сдерживали цены на товары, а тем временем их собственные расходы на коммунальные услуги, аренду и зарплаты росли. Рост продовольственной инфляции эксперты ожидают до 4–5% в 2019 году.

Разумеется, лидеры рынка в отчете занимают особое место. У крупных сетей — свои проблемы. Хотя выручка «Магнита», X5 Retail Group и «Ленты» имеет двухлетний потенциал для роста на 10-14% (первые два) и на 5-9% (последний), в целом гиганты испытывают трудности с развитием. Во-первых, уже аукнулись затраты на активную экспансию, во-вторых, на поддержание котировок ценных бумаг придется потратить существенные средства — более 60 млрд рублей на троих, считают аналитики.
Всё дело в том, что акции всех крупнейших игроков розничного рынка просели в прошлом году: «Магнита» — на 53%, «Ленты» — на 47%, X5 Retail Group — на 34%, и для поддержания бумаг компании вынуждены осуществлять обратный выкуп и платить акционерам дивиденды. 

Сдерживает динамику и непредсказуемая экономическая ситуация: последние 4 года показали, что планировать что-то на долгосрочную перспективу бесполезно. А среднесрочные тренды подталкивают ритейлеров переформатировать сети: пока только X5 Retail Group не заявляет о смене стратегии, а «Магнит» и «Лента» двинулись от гипермаркетов к супермаркетам и магазинам «у дома». При этом все ищут новые точки роста, например, встроенные магазины товаров для животных появились во многих крупных сетях, в том числе и в «Детском мире» — как ни странно. Аналитики предупреждают: использование одних и тех же приемов способствует только ужесточению конкуренции, а не развитию. И рекомендуют искать новые рыночные идеи.



Также по теме

Коротко о главном
Подписаться на рассылку
banner